9 (21) февраля - 190 лет русскому живописцу и графику, представителю петербургского академизма, скульптору пореформенной эпохи.
Михаил Осипович Микешин (1835−1896), живописец и скульптор, автор знаменитого памятника 1000-летию России в Новгороде (1862), памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (1888),
иллюстратор романа «Евгений Онегин».
Портрет был исполнен Репиным в период расцвета его художественного дарования.
Репину в эти годы было подвластно всё, и всякий раз он сохранял творческую индивидуальность уверенного в себе творца, не поддающуюся никаким влияниям.
По выразительности облика и живописной силе это один из лучших портретов Репина конца 1880-х годов. Микешин позировал художнику в затененной глубине мастерской, где игра света и тени воспринимается тоньше и таинственнее. Фигура в черном сюртуке выступает из сумеречного пространства и смотрится цельно в своей скульптурной объемности и выразительности. Колористическое решение портрета определяет черный цвет, сложный для живописца.
Репин разрабатывает эту цветовую гамму во всем богатстве тональных отношений. Художник пишет изображение на обратной, не грунтованной, стороне крупнозернистого холста, и тонкослойная живопись словно растворяется в его крупном плетении.
Легко набросанные широкие мазки определяют световую вибрацию фона. Владимир Стасов был в восторге от этой работы, сравнивая ее с произведениями великих мастеров XVII столетия, в частности со знаменитым портретом Яна Сикса (1654) работы Рембрандта из частного собрания в Амстердаме.
В импозантной фигуре Микешина и его чуть высокомерном взгляде прочитывается довольство собой, своим успехом, признанием и востребованностью.