Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

И.Браз - "Портрет писателя Антона Павловича Чехова",1898 год

29 января 1860 родился русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности - А.П.Чехов

Осип Эммануилович (Хаим-Йосель Менделович) Браз появился на свет в 1873 году в Одессе. Там же он получил образование художника, окончив Одесскую художественную школу, в которой ему была выдана Большая бронзовая медаль.
Осип Эммануилович не только рисовал картины на заказ, но и занимался преподавательской деятельностью. Он обучал учеников и в своей студии и в Рисовальной школе.
Кстати, одним из самых известных учеников Браза была Зинаида Серебрякова.
У Осипа Эммануиловича для учеников был введен новый предмет — «Копирование картин из Эрмитажа». С одной стороны — это давало преподавателю немного свободного времени, которое он тратил на заказы. С другой стороны его ученики изучали самые разнообразные стили и понимали какой им ближе.

Иосиф Браз писал портреты. В этом он преуспел лучше всего.
***
В собрании Павла Михайловича Третьякова значительное место занимали портреты его современников — композиторов, художников, актеров, писателей.
В конце 1890-х годов Антон Чехов — признанный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии. Поэтому вполне закономерно было желание Третьякова иметь портрет писателя в своей Галерее. Портрет Чехова был заказан
И.Э. Бразу, ученику Репина.

Предполагалось, что работа начнется весной 1897 года, когда Антон Павлович приедет в Петербург, но из-за внезапно начавшегося легочного кровотечения он попал в клинику. Когда воспалительный процесс был приостановлен, Чехов уехал в свою усадьбу Мелихово под Москвой и пригласил туда художника.

Портрет был начат 4 июля 1897 года. Работа продвигалась трудно. Чехов позировал Бразу два раза в день. А это не простой труд.
Чехов не был идеальной моделью, сказывалось нездоровье — портрет явно не получался. Так как основным лекарством от туберкулеза в конце ХIХ века считался теплый морской климат, Чехов должен был уехать на зиму в Ниццу, где работа началась заново.

Со свойственной ему иронией Антон Павлович сообщал: «Я сбился с пути истины и стал усердным посетителем Монте-Карло и уже мыслить могу только числами. Меня пишет Браз. Мастерская. Сижу в кресле с зеленой бархатной спинкой … как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену».

Браз намеревался воплотить строгий образ писателя-классика. При абсолютном портретном сходстве художник создал обобщенный образ российского интеллигента конца ХIХ века.

На сей раз портрет получился очень похожим и вполне соответствовал этому образу. Худое, тонкое лицо опирается на бескровную руку, за стеклами пенсне — сухие, печальные глаза.
«Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой» — грустно шутил писатель.
Известный художник и историк искусств Александр Бенуа отмечал, что место в первом ряду среди русских портретистов Браз занял именно тогда, когда исполнил портрет Чехова.
***
Портрет Чехова, расположенный над текстом, находится в одном из последних залов Третьяковской галереи. Человек смотрит на нас в упор сквозь стекла своего пенсне. Сосредоточенный взгляд пронзает. Он смотрит прямо в душу. Взгляд как бы изучает вас. Объект его изучения — каждый, кто подойдет к изображению человека в пенсне. В этом взгляде глубокий ум и напряженное внимание. Внимание писателя, вступающий с вами в интеллигентный диалог. Известен во всем мире. Он часть русского мира и русской цивилизации.

Этот портрет стал известен как единственный законченный прижизненный портрет писателя. А.П.Чехову было 38 лет. Чехова не стало 15 июля 1904 года в Баденвейлере, маленьком немецком городке. Через четыре года после смерти писателя сюда приехали его родные, друзья, почитатели и воздвигли памятник в центре города. Бронзовый Чехов смотрел со склона горы Бургберг на долину Рейна и соседний Эльзас. Но в 1914 году грянула Первая мировая война, и бронзовый Чехов был отправлен на переплавку.

А как сложилась судьба самого художника. Счастливой её никак не назовёшь. Его арестовали в 1924 году. Нет, он принял революцию и её идеи. Он не был противником режима. А ведь революция 1917 года в России сломала немало судеб среди представителей русской интеллигенции. Не обошла она стороной и художника с его семьей.
Черные времена для Осипа Браза и его семьи наступили в 1924 году, когда художник был арестован по ряду ложных обвинений. Ему инкриминировали скупку произведений искусства с целью дальнейшего вывоза за границу, а также разглашение сведений о предстоящей продаже ценностей Эрмитажа и шпионаже.

Его обвинили в скупке произведений искусства с целью дальнейшего вывоза их за границу, ну и для солидности обвинения ещё и в шпионаже. По судебному приговору он получил три года заключения с отбыванием срока в лагере особого назначения на Соловках. Браза поместили в особую роту, поручив работу, связанную с архитектурой. Он же художник.
Ежедневно его посылали делать зарисовки соловецкого лагеря, в частности сцены из жизни заключенных и наброски видов исторических церквей и монастыря.
Но художнику помогли. Благодаря ходатайствам ленинградских художественных обществ и влиятельных друзей — Игоря Грабаря и Максимилиана Волошина, Осипа Браза спустя два года, досрочно освобождают из Соловецкого лагеря. В начале 1928 г. художник добился разрешения на временный выезд за границу к семье. После смерти сыновей от чахотки, убитые горем супруги Браз, перебрались в Париж.
В Россию он больше не вернулся.

Судьба многих картин художника О. Браза остается неизвестной и по сей день.

Опубликовала    вчера, 12:36
0 комментариев

Похожие цитаты

Иван Крамской - картина "Портрет писателя Александра Сергеевича Грибоедова",1873 год

Портрет выдающегося драматурга, поэта, композитора, дипломата, автора легендарной комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова (1794−1829) был написан Иваном Крамским по заказу Павла Третьякова. Коллекционер мечтал сформировать портретную галерею «лиц, дорогих нации» — «духовных учителей» русской культуры, творящих миф о русской интеллигенции, ее избранничестве, стоицизме и мессианстве.

Картина была выполнена с акварельного портрета Александра Грибоедова работы Петра Каратыгина (1805−…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2025

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025

К.Маковский - картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869

Масленица — один из самых древних и веселых праздников нашей страны, отмечаемый в течение недели перед Великим постом и сохранивший в своей обрядовой основе элементы дохристианской славянской мифологии. Праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, памяти ушедших и плодородию.

Среди жанровых работ на выставке 1869 года царила необычная по своим размерам «хоровая» картина шестидесятых годов кисти уже прославившегося К. Е. Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площад…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  29 янв 2025