29 января 1860 родился русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности - А.П.Чехов
Осип Эммануилович (Хаим-Йосель Менделович) Браз появился на свет в 1873 году в Одессе. Там же он получил образование художника, окончив Одесскую художественную школу, в которой ему была выдана Большая бронзовая медаль.
Осип Эммануилович не только рисовал картины на заказ, но и занимался преподавательской деятельностью. Он обучал учеников и в своей студии и в Рисовальной школе.
Кстати, одним из самых известных учеников Браза была Зинаида Серебрякова.
У Осипа Эммануиловича для учеников был введен новый предмет — «Копирование картин из Эрмитажа». С одной стороны — это давало преподавателю немного свободного времени, которое он тратил на заказы. С другой стороны его ученики изучали самые разнообразные стили и понимали какой им ближе.
Иосиф Браз писал портреты. В этом он преуспел лучше всего.
***
В собрании Павла Михайловича Третьякова значительное место занимали портреты его современников — композиторов, художников, актеров, писателей.
В конце 1890-х годов Антон Чехов — признанный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии. Поэтому вполне закономерно было желание Третьякова иметь портрет писателя в своей Галерее. Портрет Чехова был заказан
И.Э. Бразу, ученику Репина.
Предполагалось, что работа начнется весной 1897 года, когда Антон Павлович приедет в Петербург, но из-за внезапно начавшегося легочного кровотечения он попал в клинику. Когда воспалительный процесс был приостановлен, Чехов уехал в свою усадьбу Мелихово под Москвой и пригласил туда художника.
Портрет был начат 4 июля 1897 года. Работа продвигалась трудно. Чехов позировал Бразу два раза в день. А это не простой труд.
Чехов не был идеальной моделью, сказывалось нездоровье — портрет явно не получался. Так как основным лекарством от туберкулеза в конце ХIХ века считался теплый морской климат, Чехов должен был уехать на зиму в Ниццу, где работа началась заново.
Со свойственной ему иронией Антон Павлович сообщал: «Я сбился с пути истины и стал усердным посетителем Монте-Карло и уже мыслить могу только числами. Меня пишет Браз. Мастерская. Сижу в кресле с зеленой бархатной спинкой … как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену».
Браз намеревался воплотить строгий образ писателя-классика. При абсолютном портретном сходстве художник создал обобщенный образ российского интеллигента конца ХIХ века.
На сей раз портрет получился очень похожим и вполне соответствовал этому образу. Худое, тонкое лицо опирается на бескровную руку, за стеклами пенсне — сухие, печальные глаза.
«Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой» — грустно шутил писатель.
Известный художник и историк искусств Александр Бенуа отмечал, что место в первом ряду среди русских портретистов Браз занял именно тогда, когда исполнил портрет Чехова.
***
Портрет Чехова, расположенный над текстом, находится в одном из последних залов Третьяковской галереи. Человек смотрит на нас в упор сквозь стекла своего пенсне. Сосредоточенный взгляд пронзает. Он смотрит прямо в душу. Взгляд как бы изучает вас. Объект его изучения — каждый, кто подойдет к изображению человека в пенсне. В этом взгляде глубокий ум и напряженное внимание. Внимание писателя, вступающий с вами в интеллигентный диалог. Известен во всем мире. Он часть русского мира и русской цивилизации.
Этот портрет стал известен как единственный законченный прижизненный портрет писателя. А.П.Чехову было 38 лет. Чехова не стало 15 июля 1904 года в Баденвейлере, маленьком немецком городке. Через четыре года после смерти писателя сюда приехали его родные, друзья, почитатели и воздвигли памятник в центре города. Бронзовый Чехов смотрел со склона горы Бургберг на долину Рейна и соседний Эльзас. Но в 1914 году грянула Первая мировая война, и бронзовый Чехов был отправлен на переплавку.
А как сложилась судьба самого художника. Счастливой её никак не назовёшь. Его арестовали в 1924 году. Нет, он принял революцию и её идеи. Он не был противником режима. А ведь революция 1917 года в России сломала немало судеб среди представителей русской интеллигенции. Не обошла она стороной и художника с его семьей.
Черные времена для Осипа Браза и его семьи наступили в 1924 году, когда художник был арестован по ряду ложных обвинений. Ему инкриминировали скупку произведений искусства с целью дальнейшего вывоза за границу, а также разглашение сведений о предстоящей продаже ценностей Эрмитажа и шпионаже.
Его обвинили в скупке произведений искусства с целью дальнейшего вывоза их за границу, ну и для солидности обвинения ещё и в шпионаже. По судебному приговору он получил три года заключения с отбыванием срока в лагере особого назначения на Соловках. Браза поместили в особую роту, поручив работу, связанную с архитектурой. Он же художник.
Ежедневно его посылали делать зарисовки соловецкого лагеря, в частности сцены из жизни заключенных и наброски видов исторических церквей и монастыря.
Но художнику помогли. Благодаря ходатайствам ленинградских художественных обществ и влиятельных друзей — Игоря Грабаря и Максимилиана Волошина, Осипа Браза спустя два года, досрочно освобождают из Соловецкого лагеря. В начале 1928 г. художник добился разрешения на временный выезд за границу к семье. После смерти сыновей от чахотки, убитые горем супруги Браз, перебрались в Париж.
В Россию он больше не вернулся.
Судьба многих картин художника О. Браза остается неизвестной и по сей день.