Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Н.В.Неврев - картина "Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением"

Николай Неврев, исторический и жанровый живописец, известный также психологическими портретами, заинтересовался эпохой правления императрицы Анны Иоанновны (17321840) и драматической судьбой молодой княжны Прасковьи Юсуповой.

Действие картины «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением» относится к эпохе царствования Анны Иоанновны, которая в трудах отечественных историков иногда именуется бироновщиной.
Подоплека этого трагического эпизода из жизни княжны Юсуповой до настоящего времени полностью не известна.
Дело в том, что в отличие от Голицыных и Долгоруких, которые попали при Анне Иоанновне в опалу, Юсуповы были обласканы новой властью. Отец Прасковьи, Григорий Дмитриевич поддержал новую власть, и ему было пожаловано звание генерала-аншефа, очевидно за лояльность. Брат Прасковьи, Борис Юсупов также сделал при дворе новой императрицы блестящую карьеру.

Историки сходятся во мнении, что Анна Иоанновна испытывала к княжне Юсуповой личную неприязнь по неизвестной причине.
Есть мнение, что она могла участвовать в заговоре с целью возведения на престол Елизаветы Петровны, которой симпатизировала. Кто-то из современников упомянул о том, что княжна якобы проводила какие-то тайные колдовские ритуалы, чтобы извести Анну Иоанновну.
Ходили слухи, что фрейлина императрицы Анны Иоанновны внезапно впала в немилость, поскольку знала о тайной помолвке цесаревны Елизаветы Петровны с офицером Алексеем Шубиным.
Но истинная причина ссылки до сих пор остается загадкой.

Дочь генерала Григория Юсупова сразу после смерти отца, в сентябре 1730 года, была неожиданно сослана в Тихвинский Введенский монастырь.
Служанка Анна Юленева сообщила княжне о бесчинствах в монастыре, и об этом узнали в Санкт-Петербурге. Последовал встречный донос на княжну от игуменьи обители Дорофеи.

Юсупову доставили в Тайную канцелярию, где Андрей Ушаков лично обвинил девушку в непристойных высказываниях о дворе императрицы Анны Иоанновны. Под угрозой пыток княжна признала вину и была приговорена «за злодейственные и непристойные слова» к наказанию «кошками» и пострижению в монахини.
30 апреля 1735 года архимандрит Аарон в стенах Тайной канцелярии совершил негласный обряд пострижения. Приняв в монашестве имя Прокла, Юсупова была заточена во Введенский девичий монастырь при Успенском Долматовом монастыре в Тобольске.

На картине в тесном душном помещении с низкими сводчатыми потолками художник изображает множество фигур. Окруженная конвоем княжна застыла в дверях.
Среди темных мундиров и облачений выделяются нежно-голубые и желтые оттенки ее костюма, подчеркивая юность героини, ее неспособность, несмотря на волевой характер, противиться происходящему.
Гордый взгляд Юсуповой встретился с надменными и полными ненависти глазами Ушакова, сидящего в кресле напротив.

Скорбная фигура архимандрита Аарона, вынужденного совершить пострижение, говорит о заведомом исходе дела. Послушник, стоящий слева от Юсуповой, уже приготовил все для обряда пострижения. Палачи, изображенные в левой части картины, готовы выбить из девушки любое признание.

Выразительны жесты героев полотна: нежными руками, словно защищаясь, княжна запахивает шубку, судорожно сжатые жилистые руки архимандрита свидетельствуют о его внутреннем протесте и смятении, дрожат от страха руки секретаря, читающего обвинение, спокойно лежат руки Ушакова, уже готового скрепить печатью протокол и решить участь несчастной.

В монастыре княжна Юсупова тоже не смирилась и продолжала бунтовать.
Она отказывалась отзываться на свое монашеское имя Прокла, данное ей при пострижении, высказывания ее также оставались резкими и крамольными, особенно она ругала своего брата, полагая именно его причиной своих бедствий.
Так что по особому распоряжению из Петербурга княжну держали в монастыре в ножных кандалах, возможно, опасались побега.

Картина Неврева экспонировалась на 15-й Передвижной выставке.

Опубликовала    09 фев 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

Иван Крамской - картина "Портрет писателя Александра Сергеевича Грибоедова",1873 год

Портрет выдающегося драматурга, поэта, композитора, дипломата, автора легендарной комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова (1794−1829) был написан Иваном Крамским по заказу Павла Третьякова. Коллекционер мечтал сформировать портретную галерею «лиц, дорогих нации» — «духовных учителей» русской культуры, творящих миф о русской интеллигенции, ее избранничестве, стоицизме и мессианстве.

Картина была выполнена с акварельного портрета Александра Грибоедова работы Петра Каратыгина (1805−…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2025

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025

К.Маковский - картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869

Масленица — один из самых древних и веселых праздников нашей страны, отмечаемый в течение недели перед Великим постом и сохранивший в своей обрядовой основе элементы дохристианской славянской мифологии. Праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, памяти ушедших и плодородию.

Среди жанровых работ на выставке 1869 года царила необычная по своим размерам «хоровая» картина шестидесятых годов кисти уже прославившегося К. Е. Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площад…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  29 янв 2025