Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, которая присела отдохнуть. Ее сгорбленная фигура особенно выразительна в картине.

Именно этот вариант произведения экспонировался на 29-й выставке Товарищества передвижников, после чего был приобретен для Третьяковской галереи. Еще один вариант «Прачек» Архипова, 1899 года, находится в Государственном Русском музее.

В работе из Третьяковской галереи художник подчеркнул тесноту, духоту полуподвального помещения, где молодые и старые женщины заняты ежедневным тяжелым трудом. Лицо одной из них обращено к окну, из которого льется яркий дневной свет, будто дающий надежду на выход из беспросветной рутины.
Не меньше, чем сюжет, Архипова увлекали живописные задачи: изображение тяжелых клубов пара и влажного пола прачечной.
Мягкий, приглушенный колорит картины построен на серебристо-лиловых и жемчужных тонах. Письмо — широкое, свободное — Сергей Дягилев сравнивал со смелой пастозной техникой Андерса Цорна. С произведениями этого шведского живописца полотно сближает не только использование протяженных мазков, но и тема женского труда.
К подобному сюжету обращались многие художники второй половины XIX — начала XX века: Эдгар Дега, Поль Гоген, Иван Похитонов и Алексей Степанов. Но именно «Прачки» Архипова стали едва ли не самым известным произведением на эту тему в русской живописи.

Выразительность сцены коренится в остро подмеченной экспрессии фигур, в колорите, передающем парной воздух прачечной, в верно найденном ритме усталых движений, в непринужденной композиции, как бы выхваченной из жизни. Эти приемы напоминают об импрессионизме, но применены к иным задачам — эмоциональному воплощению остросоциальной темы.

Картина Абрама Архипова «Прачки» заимствует у импрессионизма лишь технику, привнося чуждый ей социальный контекст. А для художника он был решающим в процессе работы над холстом, почему создание картины, собственно, и растянулось на несколько лет.

Опубликовала    21 янв 2025
5 комментариев

Похожие цитаты

Илья Репин - картина "Портрет М.О. Микешина",1888 год

9 (21) февраля - 190 лет русскому живописцу и графику, представителю петербургского академизма, скульптору пореформенной эпохи.

Михаил Осипович Микешин (1835−1896), живописец и скульптор, автор знаменитого памятника 1000-летию России в Новгороде (1862), памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге, памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (1888),
иллюстратор романа «Евгений Онегин».
Портрет был исполнен Репиным в период расцвета его художественного дарования.

Репину в эти годы было подвластно всё, и всякий раз он сохранял творческую индивидуальность уверенного в себе творца, не поддающуюся никаким влияниям.
По выразительнос…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 фев 2025

И.Браз - "Портрет писателя Антона Павловича Чехова",1898 год

29 января 1860 родился русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности - А.П.Чехов

Осип Эммануилович (Хаим-Йосель Менделович) Браз появился на свет в 1873 году в Одессе. Там же он получил образование художника, окончив Одесскую художественную школу, в которой ему была выдана Большая бронзовая медаль.
Осип Эммануилович не только рисовал картины на заказ, но и занимался преподавательской деятельностью. Он обучал учеников и в своей студии и в Рисовальной школе.
Кстати, одним из самых известных учеников Браза была Зинаида Серебрякова.
У Осипа Эммануиловича для учеников был введен…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  30 янв 2025

Иван Крамской - картина "Портрет писателя Александра Сергеевича Грибоедова",1873 год

Портрет выдающегося драматурга, поэта, композитора, дипломата, автора легендарной комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова (1794−1829) был написан Иваном Крамским по заказу Павла Третьякова. Коллекционер мечтал сформировать портретную галерею «лиц, дорогих нации» — «духовных учителей» русской культуры, творящих миф о русской интеллигенции, ее избранничестве, стоицизме и мессианстве.

Картина была выполнена с акварельного портрета Александра Грибоедова работы Петра Каратыгина (1805−…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2025

Н.В.Неврев - картина "Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением"

Николай Неврев, исторический и жанровый живописец, известный также психологическими портретами, заинтересовался эпохой правления императрицы Анны Иоанновны (17321840) и драматической судьбой молодой княжны Прасковьи Юсуповой.

Действие картины «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением» относится к эпохе царствования Анны Иоанновны, которая в трудах отечественных историков иногда именуется бироновщиной.
Подоплека этого трагического эпизода из жизни княжны Юсуповой до настоящего вр…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  09 фев 2025

К.Маковский - картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869

Масленица — один из самых древних и веселых праздников нашей страны, отмечаемый в течение недели перед Великим постом и сохранивший в своей обрядовой основе элементы дохристианской славянской мифологии. Праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, памяти ушедших и плодородию.

Среди жанровых работ на выставке 1869 года царила необычная по своим размерам «хоровая» картина шестидесятых годов кисти уже прославившегося К. Е. Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площад…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  29 янв 2025