Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, которая присела отдохнуть. Ее сгорбленная фигура особенно выразительна в картине.

Именно этот вариант произведения экспонировался на 29-й выставке Товарищества передвижников, после чего был приобретен для Третьяковской галереи. Еще один вариант «Прачек» Архипова, 1899 года, находится в Государственном Русском музее.

В работе из Третьяковской галереи художник подчеркнул тесноту, духоту полуподвального помещения, где молодые и старые женщины заняты ежедневным тяжелым трудом. Лицо одной из них обращено к окну, из которого льется яркий дневной свет, будто дающий надежду на выход из беспросветной рутины.
Не меньше, чем сюжет, Архипова увлекали живописные задачи: изображение тяжелых клубов пара и влажного пола прачечной.
Мягкий, приглушенный колорит картины построен на серебристо-лиловых и жемчужных тонах. Письмо — широкое, свободное — Сергей Дягилев сравнивал со смелой пастозной техникой Андерса Цорна. С произведениями этого шведского живописца полотно сближает не только использование протяженных мазков, но и тема женского труда.
К подобному сюжету обращались многие художники второй половины XIX — начала XX века: Эдгар Дега, Поль Гоген, Иван Похитонов и Алексей Степанов. Но именно «Прачки» Архипова стали едва ли не самым известным произведением на эту тему в русской живописи.

Выразительность сцены коренится в остро подмеченной экспрессии фигур, в колорите, передающем парной воздух прачечной, в верно найденном ритме усталых движений, в непринужденной композиции, как бы выхваченной из жизни. Эти приемы напоминают об импрессионизме, но применены к иным задачам — эмоциональному воплощению остросоциальной темы.

Картина Абрама Архипова «Прачки» заимствует у импрессионизма лишь технику, привнося чуждый ей социальный контекст. А для художника он был решающим в процессе работы над холстом, почему создание картины, собственно, и растянулось на несколько лет.

Опубликовала    вчера, 21:43
2 комментария

Похожие цитаты

Константин Маковский- картина «Боярышня. За чаем», 1914 год

12 января - день горячего чая

«Чай умеют пить только в России»
И.А. Гончаров

«Боярышня. За чаем» Константина Маковского — одна из любимых работ посетителей Ульяновского областного художественного музея.

Нарядный портрет полон света, а каждая деталь — предмет любования и эстетическая ценность. Рисунок безукоризненно передает позу в движении, а блестящая живопись строится на сочетании разбеленных розовых, сиреневых и зеленоватых цветов. Картина создает яркое, эффектное и радостное впечатление.
Маковский изобразил свою сов…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  12 янв 2025

Иван Крамской - картина "Портрет писателя Александра Сергеевича Грибоедова",1873 год

Портрет выдающегося драматурга, поэта, композитора, дипломата, автора легендарной комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова (1794−1829) был написан Иваном Крамским по заказу Павла Третьякова. Коллекционер мечтал сформировать портретную галерею «лиц, дорогих нации» — «духовных учителей» русской культуры, творящих миф о русской интеллигенции, ее избранничестве, стоицизме и мессианстве.

Картина была выполнена с акварельного портрета Александра Грибоедова работы Петра Каратыгина (1805−…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2025

С.С.Молодых - картина «1773 год", 1980-1982 гг.

Станислав Семёнович Молодых (1942, село Быково под Белгородом — 2003) — советский и российский художник. Автор картин на историческую тематику, портретов, натюрмортов, пейзажей.

Станислав Семёнович Молодых — автор картин на историческую тематику, портретов, натюрмортов, пейзажей. Самыми знаменитыми работами Молодых стали жанровые картины по мотивам исторических событий.

Станислав Молодых писал свои полотна очень быстро, однако подготовка к работе могла занять у него несколько лет. Художник создавал множество предварительных набросков, выбирал удачные ракурсы и колорит, строил композицию. Эскизы для крупных картин художник обычно рисовал углем. Иногда Молодых так увлека…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  вчера, 17:33