Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Генрих Семирадский - картина«Похороны знатного руса в Булгаре »

В 1882 году Генрих Семирадский получил заказ для Исторического музея в Москве на две большие картины на сюжеты из русской истории: «Похороны знатного руса в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом».
В основу её сюжета картины «Похороны знатного руса в Булгаре» положены сведения, изложенные арабским путешественником Ахмадом ибн Фадланом, которому в первой половине Х века довелось лично наблюдать обряд погребения знатного руса. В «Книге» подробно описан обряд погребения знатного руса, очевидцем которого был непосредственно Ибн Фадлан, что, несомненно, делает это описание очень важным источником информации об обычаях и материальной культуре русов первой половины
Х века.

Свою работу Семирадский на каждом этапе согласовывал со специальной комиссией, которая следила за исторической достоверностью.

Волжская Булгария — государство, существовавшее в VIII—XIII вв.еках в Среднем Поволжье и бассейне Камы. Участвовали в этногенезе таких современных народов как болгары, казанские татары, чуваши, балкарцы и передали своё имя государству Болгария.
Картине в общей концепции музея отводилась очень важная роль: она фиксировала конец дохристианского развития страны и закономерно подводили к следующему этапу ее истории, связанному со становлением православного государства.
В экспозиции Исторического музея картины экспонировались в окружении археологических памятников эпохи железа, представляющих собой предметы погребальных обрядов, найденных в древних курганах.
***
Центральное место на картине занимает корпус ладьи, вытащенной на берег и поставленной на сложенный из брёвен помост (забегая вперёд, отметим, что подобная плотная укладка брёвен не позволит разгореться костру).
Под помостом — груда дров для погребального костра, рядом с ладьёй лежат туши принесённых в жертву коня и быка.

В ладье на широком ложе, покрытом парчовым покрывалом, сидит умерший вождь в богатых одеждах, рядом с ним развешаны и разложены доспехи и оружие.
В ногах — трое молодых девушек оплакивают своего господина. К одной из них сзади подбирается пожилая женщина, о явно нехороших намерениях которой свидетельствует нож в её руке. За спиной этой женщины стоят двое мужчин, также намеревающихся причинить зло одной из девушек.

В нижней части картины изображены три группы людей. Справа — полуобнажённые рыдающие девушки, в центре — группа кричащих и бьющих оружием о щиты воинов, рядом с ними — сидящие старик, играющий на струнном инструменте, и мальчик. Слева находится группа мужчин, среди которых много облачённых в доспехи воинов, а также женщины и дети.
Впереди этой толпы стоит почти обнажённый мужчина с горящим факелом в руке.

Критика

Работа Семирадского заранее вызвала недовольство русских художников: по мнению многих из них, «космополит-поляк» не был способен проникнуться духом русской истории и передать его на полотне.
Специалисты-историки отмечают, что кое в чём картина не соответствует реальности.
Указывают на слишком плотную укладку дров в погребальном костре, из-за чего он сразу не разгорится.
О шлемах, щитах, боевых топорах, мечах, кинжале, колчанах, изображённых на картине, сообщают, что подобные образцы фактически появились в более поздние исторические периоды.
Височное кольцо у девушки, которую должны убить, похоже на кольца вятичей XII — XIII веков. Музыкальный инструмент у старика, по-видимому, является плодом фантазии художника.

Но мелкие недочёты вполне можно понять, так как в то время, когда была написана картина, доступные теперь данные по истории Древней Руси ещё не были известны.
К полной динамики и драматизма картине, погружающей зрителей в мир прошлого, следует относиться как к художественному произведению, не претендующему на энциклопедический охват сведений о материальной культуре Руси начала Х века.

Генрих Ипполитович Семирадский смог не только художественными средствами повторить рассказ Ибн-Фадлана, но и с большой выразительностью изобразить переживания участников, напряженную атмосферу и драматический момент обряда захоронения

Опубликовала    21 фев 2025
0 комментариев

Похожие цитаты

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025

Иван Владимиров - картина «На крыше. А.И. Куинджи кормит голубей", 1910 год

Январь богат на дни рождения художников.
Вот и сегодня нам есть, о ком вспомнить. Достоверно неизвестно в каком году, но принято считать, что 27 января (по новому стилю) родился величайший пейзажист и неординарный человек Архип Иванович Куинджи.

У Архипа Ивановича было очень доброе сердце. Он помогал начинающим художникам, устраивал выставки, поддерживал деньгами своих учеников в Академии художеств, за свои средства возил студентов в европейские музеи. К нему домой постоянно приходили с прось…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  27 янв 2025

Валентин Серов - картина "Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой", 1902 год

Зинаида Николаевна Юсупова — княгиня, дочь Николая Борисовича Юсупова, последнего представителя рода князей Юсуповых по мужской линии, и графини Татьяны Александровны Рибопьер, принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России.

Зинаида Николаевна была замужем за графом Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном, которому в 1885 году высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом — князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. После смерти старшего сын…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 фев 2025