Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Павел Рыженко - картина "Царёво Молчание", 2005

Современные художники. Павел Викторович Рыженко (1970, Калуга - 2014, Москва)

Павел Рыженко родился в Калуге в 1970 году. Служил в армии. Учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества у Ильи Глазунова. Он рано ушёл из жизни. Но его картины, что называется, «пошли в народ».
Их тиражируют наравне с классическими работами Виктора Васнецова и Павла Корина… А значит, искусство Рыженко необходимо людям.
Прежде всего тем, кто сопоставляет свою жизнь с историческим прошлым страны. Он создал целую галерею сюжетов русской истории. Показал богатырский дух народа. Воинский и духовный подвиг.

Уж сколько раз живописцы обращались к образу Иоанна Грозного, первого русского царя. Однако Рыженко нашёл новые штрихи. И дело не просто в проникновении в психологию монарха (хотя в каждой картине Рыженко есть магистральная идея!).
Притягательна и техника живописца. Его внимание к детали, редкое умение и в ярких, праздничных красках передать ощущение трагедии. Почти в каждой его картине — в особенности если речь идёт о Московской Руси — мы видим лес. Богатый, цветущий русский лес. Видим немногословных решительных людей, готовых на Поступок. По сути своей они пахари, монахи и воины. И царь не исключение из этого ряда.

Грозного обычно представляют в мрачных тонах. Рыженко показал его солнечным летним утром. Есть в картине и публицистический подтекст. Кажется, что царь утомлён от мелочных упрёков, от критиков, которые веками пытаются подёргать его за полы кафтана…
Его ответ — сосредоточенное молчание. Он знает, что такое бремя власти. Яркое царское одеяние лежит на лавке, в сторонке. Посох рядом, под рукой, но он не сжимает его в ладонях.
Власть для него — долг и обуза, а молитва и созерцание — влечение души. Царь близок к природе. В его руках — берёзовая или вербная ветка. В его скромной комнате разбросаны зёрна для птиц, и птицы нисколько не боятся грозного правителя.
Умиротворённый, молчаливый человек с прямой спиной, вовсе не яростный безумец, плоть от плоти Руси — таким увидел царя Иоанна Васильевича наш современник художник Павел Рыженко.

Опубликовала    сегодня, 12:33
2 комментария

Похожие цитаты

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024

Михаил Сатаров - картина «Огни вечернего города»

Современная российская живопись

Михаил Сатаров (1963 год) родился и вырос в Москве. Здесь же он и получил образование, окончив Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова.
Сегодня его можно назвать живой легендой мирового искусства, признанного в качестве настоящего классика русской живописи.
Классическое профессиональное образование получил в Московском государственном академическом художественном институте
им. В.И. Сурикова. Художник работает в следующих жанрах и темах: «Старая Моск…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  16 янв 2025

Абрам Ефимович Архипов - картина "Прачки"

Тема судьбы народной продолжала главенствовать в русском искусстве 1890 — 1900-х гг. и раскрывалась его мастерами все с новых и новых сторон.

Замысел картины родился у Абрама Архипова во время посещения прачечной неподалеку от Смоленского рынка в Москве. Художник работал над полотном в течение нескольких лет.
Он вспоминал, что, когда раз за разом возвращался в прачечную, видел все по-новому, поэтому не единожды переосмысливал содержание своей работы.
Однажды его «сбила с толку» женщина, кото…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  21 янв 2025