Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».
Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.
В качестве сюжета Брюллов выбрал далёкую от кульминации сцену в начале баллады, в которой героиня решается на самое страшное и действенное гадание с зеркалом и свечой, чтобы увидеть своего суженого. Но художник намеренно исказил традиционный ритуал и изобразил девушку в нарядном костюме, показывая тем самым её характер и желание предстать перед женихом во всей красе. Рядом с бусами на её шее мастер рисует простой шнурок от нательного крестика, противопоставляя истинную веру духовному невежеству. Озаренное светом свечи зеркало символизирует связь с потусторонним миром.
В центре композиции изображена юная девушка. Она сидит перед старинным зеркалом в фигурной раме и слегка наклонилась вперёд. Белоснежная сорочка и бретели красного нарядного сарафана немного приспущены и оголяют плечи.
Тёмные густые волосы, заплетённые в тугую косу, обрамляет позолоченный кокошник в форме полумесяца. Шею украшают бусы из двух нитей крупного жемчуга.
Вслед за Светланой зритель непроизвольно вглядывается в магическую зеркальную поверхность, в которой пока отражается только невинное лицо девушки с широко распахнутыми глазами, наполненными одновременно ожиданием, любопытством и тревогой.
Таинственная атмосфера усиливается полумраком комнаты и пламенем стоящей слева свечи.
Картина «Гадающая Светлана» Карла Брюллова не только передала романтический мистицизм литературного произведения, но и стала поэтическим образом русского старообрядческого обихода, прочно закрепившемся в сознании народных масс.