Картина «Воспитанница» — один из шедевров Третьяковской галереи.
Выбранный художником сюжет типичен для жанровой живописи 1860-х годов, которая во многом опиралась на литературу и театральные постановки своего времени.
Премьера одноименной пьесы Александра Островского состоялась осенью 1863 года на сцене Малого театра. Несколько отойдя от сценария и героев произведения, Неврев вслед за драматургом затронул одну из злободневных тем в обществе — сводничество и браки по расчету, сгубившие ни одну женскую судьбу.
Характерным жестом хозяйка дома представляет молодую девушку, взятую ею из благодетельных намерений на попечение.
Батюшка, застывший в угодническом поклоне, словно подыгрывает барыне, заранее благословляя «выгодную» партию — стоящего рядом юношу.
Воспитанница же, опустив пристыженно голову, прикрывает рукой живот. Молодой человек, виновник ее «деликатного» положения, отвернувшись, смущенно подкручивает ус.
Изображенная сцена складывается в повествовательный рассказ о нравах, который отчасти становится «приговором» духовному портрету эпохи. Любопытен и интерьер, запечатленный живописцем. Он воспроизводит одну из комнат дома Третьякова, на стенах которой распознаются пейзажи Сильвестра Щедрина.
Художника и коллекционера связывала многолетняя дружба. Неврев был частым гостем третьяковского дома, создал несколько портретов членов семьи, очень симпатизировал сестре Павла Михайловича, Софье Михайловне, и сильно переживал, когда она вышла замуж за архитектора Александра Каминского (автора современной пристройки к зданию музея).
Впоследствии, после смерти П.М.Третьякова в 1898 году, Невреву было предложено возглавить Галерею, но он отказался ввиду преклонного возраста. Живописцу тогда было 67 лет.
Имя Неврева не столь хорошо известно широкой публике. Мастер входил в художественно-культурную среду Москвы, тесно общался с писателем Владимиром Гиляровским, историком Иваном Забелиным, живописцами Виктором Васнецовым, Василием Суриковым, Василием Поленовым, членами Абрамцевского кружка.
Очень тепло о нем отзывались современники. Живо и образно черты его личности отражены на страницах воспоминаний дочерей Павла Третьякова — Александры Боткиной и Веры Зилоти.