Николай Петрович Загорский (1849−1893) был одним из талантливых и скромных служителей искусства. Ни одна картина Загорского, появлявшаяся в 80-х начале 90-х годов на выставках передвижников и Академии художеств, не проходила мимо внимания критики и публики.
В 1873 году он представил на суд академического Совета большое полотно «Дaвид, uграющий на гуслях перед Саулом».
Пo библейской легенде юный Давид в момент, когда на царя Саула спускался злой дух, должен был отвлекать его своей прекрасной игрой на гуслях. Загорский изобразил Давида сидящим перед Саулом на террасе. Низко склонив голову к гуслям, Давид перебирает струны. Его фигура и одухотворённое лицо чётко вырисовываются на фоне нежно-голубого неба.
Саул сидит у стола, положив на него руку. От игры Давида грозный царь смягчается: голова опустилась на грудь, разжался кулак правой руки.
К ногам царя прильнула одна его прекрасных дочерей.
Недалеко от них стоит глубокий старик, скрестивший на груди руки. Глаза закрыты, он весь погружен в музыку. Это, пожалуй, самый удачный образ картины. В нём проявился замечательный дар Загорского — умение внешне скупыми средствами точно передать состояние человека.