19 января - 160 лет со дня рождения живописца и графика В.А. Серова (1865-1911)
Валентин Александрович Серов — русский живописец и рисовальщик, один из главных и наиболее популярных портретистов русского модерна рубежа XIX—XX вв.еков.
Валентин Серов писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации и выпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись и состоял в совете Третьяковской галереи.
***
На портрете изображена Мария Яковлевна Симонович, в замужестве Львова, — двоюродная сестра Серова.
По воспоминаниям Симонович, портрет писался в липовой аллее в Домотканове в течение трех летних месяцев: «Сеансы происходили по утрам и после обеда — по целым дням.
Он изучал и писал лицо в утренние часы, при одном и том же освещении, а после обеда, когда освещение менялось, подготовлял рисунок аксессуаров: руки, одежду и пейзаж.
Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он — удачным писанием, а я — важностью своего назначения.
В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение. Я знала, что он выполнил ту задачу, которую себе назначил, больше сказать… ничего не мог … и потому со спокойной совестью сбежала… в Петербург…»
***
На картине мы видим молодую девушку.
Ее фигура занимает большую часть холста.
Лицо девушки освещено мягким солнечным светом, что придает ей особую нежность и теплоту. Глаза полны раздумий, а слегка приоткрытые губы добавляют образу задумчивости.
Фон картины выполнен в мягких, размытых тонах, что помогает сосредоточить внимание на главном объекте холста — девушке. Задний план не имеет четко выраженных деталей, что создает ощущение временной неопределенности и акцентирует внимание на вечной красоте человеческого образа.
Серов использует теплую цветовую палитру, в которой доминируют золотистые, персиковые и бежевые оттенки. Это придает картине особую атмосферу умиротворенности и гармонии.
Свет, освещающий лицо девушки, может символизировать жизненную энергию, молодость и надежду. Освещение становится ключевым элементом в передаче настроения всего произведения. Взгляд девушки, ее поза и выражение лица могут говорить о размышлениях о будущем, о мечтах и надеждах, а также о внутреннем мире и чувствах.
Теплые оттенки картины символизируют любовь, страсть, жизненную энергию, в то время как более темные и приглушенные тона могут отражать задумчивость, меланхолию и глубокие размышления.
***
С начала 1890-х годов Мария Симонович жила в Париже, где получила художественное образование, обучаясь у скульпторов Марка Антокольского, Жан-Антуана Энжальбера и Анри Мишеля Шапу.
Ее произведения выставлялись на Салоне Национального общества изящных искусств.
В Париже Симонович вышла замуж за Соломона Львова, политэмигранта, врача-психиатра.
Их сын Андре Львов стал знаменитым биологом, лауреатом Нобелевской премии.