Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Илья Репин - картина "Портрет И.С.Тургенева", 1874 год

Портрет Ивана Сергеевича Тургенева (1818−1883) был написан Репиным в Париже по заказу Павла Третьякова, который к этому времени начал создавать в своей коллекции галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры — писателей, музыкантов, актеров.

Портрет Тургенева стал первым заказом, который исполнил Репин для галереи «лучших людей России». Он написан в Париже, где художник в течение 1873−1876 работал как пенсионер Академии художеств.

Тургенев позировал Репину в доме Полины Виардо. Художник горячо взялся за работу, хотя и несколько робел, принимаясь за нее. Знаменитый писатель был окружен всеобщим поклонением, Репин же лишь начинал завоевывать известность. За тем, как писался портрет, наблюдали с интересом не только Тургенев, но и его друзья: Полина Виардо и ее муж Луи Виардо.

Портрет всем нравился; Тургенева особенно привлекало, как написаны руки, и он говорил, что только увидев, как они исполнены «он начинает верить в русскую живопись».
В картинах, портретах Репина руки всегда играют ключевую роль. Помимо анатомической точности они несут на себе и психологическую выразительность.
Правая рука писателя готова вновь взять перо и продолжать работу.
Весь облик Тургенева: крупная фигура, седая голова, спокойное лицо выражают значительность его личности.
Композиция, живописные приемы соответствуют внутренней содержательности образа. Сдержанные красочные соотношения, мягкое движение кисти без резких фактурных акцентов находятся в полной гармонии с целостным восприятием благородного образа писателя.

Всем, кто наблюдал за созданием портрета, он нравился. И тем не менее присланный в Москву портрет не удовлетворил Третьякова.
В семье собирателя Тургенева хорошо знали не только как писателя, его любили как умного обаятельного человека, ценили замечательный талант рассказчика, осознавали огромное воздействие Тургенева на нравственную сторону русского общества и считали, что он был одним из воспитателей поколения, «не будь у нас Тургенева, мы были бы хуже» — писала одна из дочерей Третьякова.
Возможно, поэтому он считал, что главного выражения в характере и облике писателя, в котором «сочетаются ум, добродушие и юмор», художнику не удалось передать.
Репин предложил заменить портрет Тургенева на портрет историка Ивана Забелина.
Изображение писателя он продал Савве Мамонтову, который после смерти Тургенева в 1883 году подарил портрет Московскому Румянцевскому музею, откуда через пятьдесят лет он вернулся в Третьяковскую галерею.

Опубликовала    24 ноя 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024