Картина Айвазовского «Хаос. Сотворение мира» занимает особенное место среди его произведений. Она создана живописцем в 1841 году.
Это период, когда он находился в Италии, продолжая неустанно совершенствовать там свое мастерство. Уже в то далекое время картина была признана выдающимся произведением искусства, и подтверждением тому стала золотая медаль папы Григория XVI, которой был награжден Айвазовский за написание этого полотна.
Она настолько впечатлила главу Ватикана, что он был готов приобрести ее, но Айвазовский отказался от денег и подарил папе картину.
Такое признание было вполне заслуженным, поскольку это полотно и сейчас будоражит воображение зрителя своим особенным магнетизмом и ощущением внутренней силы.
В качестве сюжетной линии Айвазовский использовал библейский мотив, касающийся создания великим Творцом всего живого на земле. Однако в рамках воплощения этого широко известного сюжета маринист ни на шаг не отступает от своей излюбленной темы — изображения морской стихии во всем ее великолепии. Море на сей раз предстает зрителю в виде олицетворения темного начала, отступающего перед светом, который даст жизнь новому, очищенному от зла миру.
Морская стихия, изображенная на картине Айвазовского «Хаос. Сотворение мира», поражает зрителя своей необузданностью и угрозой, исходящей от нее. Эта часть полотна выполнена в темной палитре с акцентами на огромных волнах, которыми вздымается бушующее море. Символизм в данном случае очевиден — такой автор видит стихию тьмы, обладающую великой силой и несущей зло в этот мир.
По центру картины, среди иссиня-черных волн, пролегла полоса сияющего света, и, поднимая глаза в верхнюю часть полотна, зритель видит источник этого сияния.
Это Творец, распростерший руки над хаосом, будто бы раздвигающий в стороны темные тучи. Создатель парит над этим бушующим морем человеческих страстей, давая надежду на то, что силы зла можно преодолеть, и мир будет возрожден к новой жизни — без страданий и боли.
Его фигура меньше той, что находится под ним и практически точно повторяет его очертания. Внимательный зритель без труда узнает в этом темном, будто бы грозовом, облаке, Темного Ангела, которому была подвластна бушующая хаотичная стихия до появления света. Но он обезглавлен, а значит — будет повергнут. На его место придет яркое солнце, несущее в этот мир покой и умиротворение.
В этой картине Айвазовского под названием «Сотворение мира. Хаос» художнику удалось объединить три стихии — свет, воду и воздух, и таким путем отобразить борьбу светлого и темного начала, неизбежно сопровождающую сотворение нового мира и преодоление вселенского хаоса. Кисти великого мариниста были подвластны не только морские сюжеты, и это полотно — достойное тому подтверждение.
Местонахождение картины: Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция