Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

М.В.Нестеров - картина "В скиту"

Перед нами одна из картин «философского цикла» мастера, на которого повлияло учение русских религиозных мыслителей — В.С. Соловьева,
о.Павла Флоренского, прот. Сергия Булгакова. Картины, написанный в период с 1915 по 1918 год отличает философичность, символизм, особая эмоциональная выразительность.

Главные героини холста — это две сестры, взявшиеся за руки, которые идут по дворику скита. Сам двор расположился над речкой Волгой, вокруг него — деревянная оградка. В реке течет голубая чистая вода, окутанная легкой прозрачной дымкой воздуха. На дворе теплый май, трава уже сочная и светло-зеленая. Она, будто мягкий ковер, расстелилась по двору скита. Сестры расположены в левом нижнем углу картины.

Одна из них одета в темные траурные одежды, на голове ее черный платок. Сестра печальна, погружена в раздумья, и как будто не видит наступившую вокруг живую весну.
Другая же, наоборот, изображена в веселом праздничном светлом сарафане, на голове у нее яркий цветной платок, а в руке она держит букет из живых цветов. Она протягивает руку и как бы приветствует кого-то, с другой стороны.
Ее переполняет любовь к жизни, веселье и радует наступившая кругом весна.

Художник на своем полотне изобразил два абсолютно разных мировоззрения, два пути: один — мир таинственный, мир внутренних исканий и размышлений, отвергший земную суету. Он связан с пространством скита, с тихой молитвой, с уединением и размышлением над собственными грехами.
Другой — земной — как будто бы открытый, исполненный жизни. Но радость земного мира быстротечна и приходяща, любовь земная — это миг, мгновение. Бушующая зелень и красота его непостоянна, она исчезнет в вечности, не оставив следа.

Казалось бы, художник противопоставляет печаль и радость, их символы одежды двух сестер, пейзаж.
Но на самом деле мирское и небесное — скорбь о грехах и радость в Боге лишь стороны одной медали: Христос не отвергает жизнь, земное бытие во своем его многообразии Его творение. Но в нем несовершенство — вошедшая с грехом Адама смерть нарушила гармонию Эдема, и мир земной лишился райской и блаженной жизни. Однако следование за Христом, стремление к духовной жизни, посредством покаяния, молитвы и труда ведет к утраченному совершенству.

Показанный контраст символизирует собою выбор: куда стремиться человеку, к чему идти, что выбрать — кратковременность земного бытия или напротив, вечность бытия небесного.

Опубликовала    29 апр 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Федор Решетников картина "Прибыл на каникулы"

«Прибыл на каникулы» — одна из самых популярных картин Федора Павловича Решетникова), написанная в 1948 году.

Художник изобразил момент приезда домой на новогодние праздники юного суворовца. В центре сюжета — мальчик в военной форме и пожилой мужчина в домашней одежде. Кадет только что вошел в комнату — на нем шинель и теплая шапка-ушанка, в левой руке он держит чемодан, а правой отдает честь деду, рапортуя о прибытии. Дедушка, видимо, бывший военный, вытянулся перед внуком по стойке смирно и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 янв 2024

Серафима Блонская - картина «Девочки. Вербное воскресенье»

Картина «Девочки. Вербное воскресенье» стала ключевым произведением в творчестве таганрогской художницы Серафимы Блонской (3 октября 1870 г., Верхнеднепровск — 9 августа 1947 г., Таганрог).
Произведение было создано в 1900 году в качестве выпускной работы в Санкт-Петербургской Академии художеств.
В том же году ее приобрел музей Академии, а спустя три года, по прошению городской управы, картина была направлена в Таганрог. Она стала одним из первых художественных экспонатов в открывшемся музее г…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  28 апр 2024