Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Андрей Рябушкин "Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате ", 1893 год

Пройдя непростой путь от иконописца и журнального иллюстратора до мастера исторической картины, Андрей Рябушкин привнес в этот жанр, по словам Александра Бенуа, «тонкость, деликатность и поэтичность своего неповторимого стиля».

Сын ремесленника-иконописца, он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем совершенствовал навыки живописца в Императорской Академии художеств в Петербурге.
По окончании дипломной работы он отказался от пенсионерской поездки за границу. Вместо нее отправился в путешествие по России, посетив Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль.

В поездках он собирал старинные русские ткани, резную утварь, расписные прялки, игрушки, народные музыкальные инструменты, осматривал фрески и иконы.

Рябушкин особенно интересовался историей России XVII века, периодом правления Михаила Фёдоровича. Изучал труды русских историков Забелина и Ключевского, а также рассказы иностранных путешественников Герберштейна и Олеария.

Описывая свою встречу с царем Михаилом Фёдоровичем, немецкий ученый Олеарий подробно остановился на пышном и торжественном церемониале приветствия иностранного посольства при дворе.
Он был поражен богатством одеяний: «На … престоле сидел его царское величество в кафтане, осыпанном всевозможными драгоценными камнями и вышитом крупным жемчугом. Корона, которая была на нем поверх черной собольей шапки, была покрыта крупными алмазами, так же как и золотой скипетр, который он, вероятно, ввиду его тяжести, по временам перекладывал из руки в руку.

Перед троном его царского величества стояли четыре молодых и крепких князя, по двое с каждой стороны, в белых дамастовых кафтанах, в шапках из рысьего меха и белых сапогах.
… У стен кругом слева и напротив царя сидели знатнейшие бояре, князья и государственные советники, человек с 50, все в очень роскошных одеждах и высоких черных лисьих шапках, которые они, по своему обычаю, постоянно удерживали на головах».

На картине Андрея Рябушкина изображен иной эпизод — повседневных монарших будней. Правление Михаила Фёдоровича (1596−1645) пришлось на трудное время восстановления страны после Смуты.

Принятие решений давалось молодому царю с трудом, поэтому в течение десяти лет после его восшествия на престол в Москве постоянно действовал Земский собор, состоявший из выборных от разных сословий, подтверждавший легитимность царских указов. Кроме того, по свидетельствам историков, заседания боярской думы проводились чуть ли не ежедневно в одной из палат Кремлевского дворца или в личных покоях — государевой комнате.

Бояре и думные дьяки степенно и чинно восседают на лавках в роскошном зале с низким потолком. Государь изображен в профиль, сидящим на золоченом троне.

Яркость живописного решения картины и композиционное построение помогают созданию образа мудрого правителя, много сделавшего для возрождения величия родной державы.

Картина была отвергнута жюри Передвижной выставки 1894 года, однако в 1900 году произведения Рябушкина на сюжеты из русской истории получили высокую оценку публики на Всемирной выставке в Париже.

Опубликовала    12 фев 2024
2 комментария

Похожие цитаты

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Николай Касаткин - картина "Соперницы"

Николай Касаткин принадлежал к младшему поколению передвижников, продолжавшему в конце XIX — начале XX века лучшие традиции демократического русского искусства.
Сын видного московского гравера А.А. Касаткина, он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873−1883) у В.Г.Перова и
И.М. Прянишникова.
После окончания училища Касаткина пригласил на работу крупнейший русский книгоиздатель
И.Д. Сытин, у которого художник проработал около тридцати лет, став одним из основателей школы л…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  02 фев 2024