Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Илья Репин - картина "Арест пропагандиста"

Картина «Арест пропагандиста» входит в народническую серию картин, созданных Репиным на протяжении 1870−1890-х годов.

Серия посвящена судьбе разночинца, избравшего нелегкий путь служения народу, и связана с размышлениями художника о природе русской интеллигенции и зарождающемся либерализме («Арест пропагандиста», «Перед исповедью», 1879- «Сходка (При свете лампы)», «Не ждали», 1884- «Не ждали», 1883−1898).

С начала обучения в Академии художеств для Репина оказалось важно, чтобы «живопись всегда шла об руку с интеллигенцией и отвечала ее интересам».
Одной из главных особенностей «новых людей» было протестное начало, уверенность в том, что, находясь в оппозиции правящему режиму и власти, они смогут «разумно устроить целую страну».

«Зародыш нового общества» Репин видел в деятельности этой зарождающейся силы, имеющей «примесь народной крови», знакомой с трудом и бедностью, отстаивающей идеалы лучших представителей нации — Гоголя, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Некрасова.

С годами взгляд художника на жизнь становился более объемным, что отразилось во многих его произведениях. Спустя десять лет, в 1880-е, Репин, оценивая жизнь русской интеллигенции, уже нисколько ее не идеализировал, напротив, обвинял в незрелости и малодушии, а себя отделял от нее. Московскую интеллигенцию он осуждал за консерватизм, в петербургской же находил «много гнили».

Обращаясь к судьбам народников в конце 1870-х, Репин, несомненно, симпатизировал их просветительским стремлениям «хождения в народ». Но когда вполне мирное поначалу движение приобрело жестокие формы и кровавую окраску террористических актов, политических убийств, он изменил свое отношение к происходящему, всякий раз декларируя неприятие любого насилия.

Судьбы народников давали художнику возможность погрузиться в исследование психологии подвига, жертвы, узника, его захватила идея судьбы личности.
Вероятнее всего, Репин не был посвящен в особенности политической жизни, он мог лишь по касательной быть знакомым с происходящим, собирать материал для задуманных полотен через рассказы знакомых.
Считается, что, работая над этой серией, он остро ощущал нехватку визуального материала: Репин писал то, чего не видел, поэтому работа затянулась.
Замысел этой картины появился у Репина еще в 1878 году. Известно два варианта композиции, которые сам художник называл по-разному: «Арест в деревне» или «Арест нигилиста».

В окончательном варианте художник представил своего героя сильным и ожесточенным человеком: он еще сопротивляется, но уже привязан к столбу. Изобразив его в центре полотна в ярко-красной рубахе, мастер тем самым обогатил произведение символикой революционного цвета, одновременно показав, как равнодушно взирают на происходящее свидетели, раскрыл столкновение мировоззрений крестьянства и разночинной интеллигенции.

Иконография картины вызывала у публики ассоциации с темой аскетического подвига, евангельскими композициями бичевания Христа. Художник сознательно не давал однозначных ответов на поставленные вопросы, более того, он стремился вывести на новый уровень осмысления проблемы молодежи, бунтующей против устоявшегося миропорядка.

Опубликовала    23 янв 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Федор Решетников картина "Прибыл на каникулы"

«Прибыл на каникулы» — одна из самых популярных картин Федора Павловича Решетникова), написанная в 1948 году.

Художник изобразил момент приезда домой на новогодние праздники юного суворовца. В центре сюжета — мальчик в военной форме и пожилой мужчина в домашней одежде. Кадет только что вошел в комнату — на нем шинель и теплая шапка-ушанка, в левой руке он держит чемодан, а правой отдает честь деду, рапортуя о прибытии. Дедушка, видимо, бывший военный, вытянулся перед внуком по стойке смирно и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 янв 2024

Серафима Блонская - картина «Девочки. Вербное воскресенье»

Картина «Девочки. Вербное воскресенье» стала ключевым произведением в творчестве таганрогской художницы Серафимы Блонской (3 октября 1870 г., Верхнеднепровск — 9 августа 1947 г., Таганрог).
Произведение было создано в 1900 году в качестве выпускной работы в Санкт-Петербургской Академии художеств.
В том же году ее приобрел музей Академии, а спустя три года, по прошению городской управы, картина была направлена в Таганрог. Она стала одним из первых художественных экспонатов в открывшемся музее г…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  28 апр 2024