Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Генрих Семирадский - картина «Грешница», 1873

Генрих Ипполитович Семирадский работал над картиной «Грешница», заказчиком которой был великий князь Владимир Александрович, в Риме.
В марте 1873 года картина была доставлена в Санкт-Петербург, где была показана на Академической выставке. За создание полотна Академия художеств присвоила Семирадскому звание академика.

Семирадский избрал Рим своей резиденцией сразу же после того, как оказался там в первый раз. От первоначального намерения обосноваться во Флоренции отказался не задумываясь.
По части наличия вдохновляющих на творчество античных памятников и руин с Римом мало мест могло сравниться даже в Италии.
Флоренция — город с богатым наследием средних веков и эпохи Возрождения.

Но Рим! Рим стал для Семирадского тем местом, где «всё сложилось» — природа, архитектура, история, замыслы, натурщики — всё готово было соединиться во множество новых картин.
И неважно, что действие «Грешницы», по сути, должно было разворачиваться в Палестине.
Рим мог сыграть роль и этой страны, и Греции, и иных стран Средиземноморья. То же пронзительно-голубое небо, те же серебристые оливы, те же лиловые дали над гладью моря, те же выветренные и опаленные солнцем камни древних построек.

Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна, а также из поэмы А.К. Толстого, который предложил свое художественное осмысление евангельского текста, основываясь более на апокрифическом тексте. Под воздействием личности Христа блудница отказывается от ведения порочной жизни. Соответственно, достаточно проста и композиция картины.

Важными элементами композиции являются фигуры главных персонажей — Христа и грешницы, которые пристально смотрят друг на друга, образуя драматический «момент конфронтации взглядов».
На картине слева изображён Иисус Христос вместе со своими учениками, а справа — одетая в роскошные одежды грешница в сопровождении шумной толпы развлекающихся мужчин и женщин.
Но дело не столько в этом противостоянии, сколько во множестве «дивных деталей», обогащающих эту композицию. А также в том, что в этой картине Семирадский впервые «организует» всё действие на открытом воздухе.
Это было новым для академической живописи словом. Ушли глухие битумные тени, темный «музейный» колорит сменился яркими красками.

В картине появилась «пленэрность», воздушность, естественность освещения. И это также станет излюбленным приёмом Семирадского. Солнечный свет или полумрак сумерек — такие же герои его последующих картин, как и люди, и вещи.

Да! Это — едва ли не главная особенность его картин. Материально написать окружающий мир было одной из главных установок художника.
Такие полотна хочется разглядывать, любоваться отдельными кусками, каждый раз находить в них для себя что-то новое. Утварь, украшения, античные одежды персонажей, красиво изогнутые стволы и ветви деревьев, мраморные рельефы, игра пятен света и тени — всё это важно для художника, и, соответственно, представляет интерес для зрителя.

Умение Семирадского передавать чувства и истории своими мазками просто поразительно. Это не просто картина, а приглашение задуматься о наших собственных решениях и их последствиях.

Художник мастерски передает эмоциональное состояние героев, представленных на фоне прекрасного южного пейзажа, написанного практически с натуры, отражающего все красочное богатство окружающей природы.
От этого композиция приобретает лиричный оттенок, снимает налет отстраненности, что делает картину в целом близкой, задушевной, исповедальной.

У художников, составлявших оппозицию Академии, подход был принципиально иным. Репин, уже взявшийся в то время за «Бурлаков на Волге», называл «Грешницу» «альбомной вещью», Стасов напирал на «эффекты» и считал, что герои картины «состоят из одного костюма»…

Известный художник И.Н. Крамской так отзывался о данной картине:
«Картина написана так дерзко и колоритно, в смысле подбора красок (а не органического колорита), так сильно по светотени, и так много в ней внешнего движения, эффекта, что публика просто поражена. Публика просто поражена.
Из этого видно, что картина недюжинная, и Ваш покорнейший слуга был около 20 минут под впечатлением картины. Она производит в первый раз импонирующее впечатление, и хотя вся фальшь видна с первого раза, но критика молчит, так велика сила таланта.
Талант этот не из тех, которые незаметно входят в интимную жизнь человека, сопровождают ее всегда, и чем дальше, тем делаются все необходимее; нет, этот налетит, схватит, заставит рассудок молчать, и потом вы только удивляетесь, как это все могло случиться. Нет, мы все еще варвары. Нам нравится блестящая и шумная игрушка больше, чем настоящее человеческое наслаждение».

Опубликовала    вчера, 20:03
2 комментария

Похожие цитаты

Юон Константин Федорович - картина "Весенний солнечный день"

Картина Весенний солнечный день написана Константином Юоном в 1910 году. Именно в это время в русском искусстве произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета.
Все это повлияло на формирование манеры Юона. Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры.
***
На картине изображено начало весны в Сергиевом Посаде. Уже прилетели грачи. Они…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  05 мар 2025

Г.П.Кондратенко – картина "Зимний вечер"

Гавриил Павлович Кондратенко 1854 -1924),
русский и советский художник, мастер лирического пейзажа.
Сын крепостного крестьянина. Учился в ИАХ сначала в качестве вольнослушающего в классе исторической живописи у К. Ф. Гуна, с 1875 — постоянным учеником в пейзажном классе у
М. К. Клодта. Помимо станковой живописи и графики, занимался книжной иллюстрацией.

Десятки его пейзажей с видами Крыма, Кавказа, российских черноморских берегов украшают экспозиции многих музеев и художественных галерей стра…

© Tina L 104
Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2025

Василий Верещагин - картина "Побежденные. Панихида"

15 марта - Вселенская Родительская суббота. Поминовение усопших.

Во время штурма Плевны был убит младший брат художника — Сергей Верещагин. Похоронить его не удалось — территория, на которой он погиб, была занята турками. Василий Верещагин отправился на поиски, но вскоре понял, что найти брата не удастся. По мотивам этой горестной экспедиции он написал картину — самую пронзительную во всем балканском цикле.

Верещагин писал картину в парижском пригороде Мезон-Лаффит, где оборудовал уникальную мастерскую под открытым небом: закольцованный рельс, по которому пе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  14 мар 2025

Н.А.Ярошенко - картина "Сестра милосердия", 1886

Ярошенко написал эту картину в 1886 году. Тридцать лет минули со времени Крымской войны, когда благодаря Н.И. Пирогову и великой княгине Елене Павловне сестры Крестовоздвиженской общины возродили традиции заботы женщин о раненых и больных воинах.

В годы Русско-турецкой войны 1877−1878 гг. в эту благородную деятельность включились тысячи русских женщин, стремившихся милосердием и своим теплом исцелить раны страждущих. Многие из них были благородного звания, не имели нужды в средствах, но, несмотря на это, мужественно исполняли свой христианский долг на полях сражения.

Перед нами показан собирательный образ сестры милосердия, но есть мнения некоторых исследователей, что художник, создавая картину, вдохновлялся светлым подвигом Даши Севастопольской (Дарьи Лаврентьевны Михайловой). Среди защитников Севастополя она была известна как отважная сестра милосердия.
Перед нами женщина, посвятившая себя благородному делу — спасению раненых людей.

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 янв 2025

К.В. Лебедев - картина "Христа ради юродивый"

Вероятно, мастер изобразил св. Василия Блаженного — московского юродивого, с ранней юности до самой смерти ходившего без одежды, претерпевавшего лишения, оскорбления и насмешки. Блаженный Василий, по преданию, обладал даром пророчества.

В житии святого приводится рассказ о наказании лицемера: один сердобольный боярин подарил юродивому дорогую шубу, которую воры решили украсть, — один притворился мертвым, другие просили шубу на его погребение. Василий укрыл лжеца шубой со словами: «Буде ты мертв…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  09 янв 2025