Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

И.С.Остроухов - картина «Золотая осень»

Эта картина — одна из наиболее известных у пейзажиста. Он написал ее в усадьбе Абрамцево, принадлежащей Савве Мамонтову — промышленнику и меценату. Художник был хорошо знаком с его племянниками.

Усадьба расположена в парке, виды которого оказали непосредственное влияние на создание этого полотна. Картина изображает уголок природы в период, когда деревья уже полностью пожелтели, но листва еще держится на ветвях. Это самый красивый момент осени, богатый сочными, благородными красками.

Полотно очень реалистично передает впечатления от прогулки в парке в это прекрасное время. Воздух очень чистый и прозрачный, поэтому все детали видны четко.

Яркого солнца уже нет, но привычная осенняя серость еще не убила сочные, насыщенные тона листвы.
Стволы деревьев кажутся черными на фоне броского золота крон. Трава, пробивающаяся сквозь слой опавших листьев, все еще зеленая, а небо — голубое. Но о грядущих холодах говорят наполовину опустевшие ветви деревьев и лежащие на земле в живописном беспорядке листья.

Если присмотреться, можно увидеть тонкую светлую тропинку, проложенную к аллеям парка, а на ней двух крошечных сорок.
Эти черно-белые птицы что-то мирно склевывают с земли, всем своим видом подчеркивая его пустынность. Людей рядом нет, иначе сороки — очень чуткие создания — ни в коем случае не спустились бы на землю «попастись».

Если у деревьев на дальнем плане четко вырисовываются могучие стволы и ветви, а кроны уходят в небо, теряясь где-то за пределами картины, то стоящие на переднем плане деревья отличаются низко опущенными к земле гибкими веточками.

На одном из них — россыпь мелких, как золотые монетки, округлых листьев, а второе дерево — это клен, украшенный крупными резными листьями насыщенной желто-оранжевой окраски.
Такие же листья — и свежие, только что опавшие, и тусклые, уже побуревшие — лежат на земле по всему парку.

Картина выглядит очень естественно, реалистично, хотя нельзя сказать, что каждая мелкая деталь на ней скрупулезно выписана.

В ней благополучно уживаются традиции реалистической живописи и импрессионизма, хотя последнее течение здесь скорее больше улавливается по духу, общему настроению полотна.
Удачно построенная многоплановая композиция, использование довольно сдержанной, хоть и очень яркой цветовой гаммы, полноценное впечатление объема и воздуха сделали картину популярной и принесли известность художнику.

Особенно это интересно, если учесть, что это было первое полотно, с которым мастер принял участие в выставке художников-передвижников. Несомненное мастерство пейзажиста дало основание многим считать его последователем лучших традиций русской пейзажной живописи, заложенных Левитаном и Куинджи.

Именно эта игра размеров и фактур — размытые очертания дальнего плана и четкие контуры предметов на переднем — и создают то ощущение присутствия, которое было высоко оценено современниками художника.

После участия на выставке передвижников картина была куплена для Третьяковской галереи.

Опубликовала    19 сен 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024