8 сентября - дата Куликовскй битвы.
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» второе название — «Поединок на Куликовом поле"(1943 год) — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова.
Куликовская битва 1380 года, положила начало освобождению Руси от ордынского ига.
Зримым образом божественного заступничества должно было стать присутствие в московском войске троицких иноков-воинов — Пересвета и Осляби, отправленных в поход Сергием Радонежским.
Битва Пересвета с Челубеем была ритуальным «поединок богатырей», результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предрекавшее исход всей битвы.
Монголо-татары выставили Челубея, отличавшегося не только силой, но и специальными «рыцарскими» навыками.
Пересвет осознавал незначительность своих шансов в единоборстве с могучим противником. Поэтому перед поединком он специально снял доспехи и остался лишь в монашеской схиме. Воин-монах надеялся, что более длинное, чем у него, копье Челубея не вышибет его из седла, а пройдет на большой скорости через мягкие части тела, и тогда он успеет нанести свой удар.
Так и случилось. Однако, поразив Челубея и оставшись в седле, Пересвет получил смертельную рану, от которой вскоре скончался.
Согласно более простой и короткой версии, богатыри ударили друг друга копьями и замертво упали на землю. Пересвет, как и другой павший в битве инок — Ослябя, был причислен к лику святых.
Авилов начал работать над картиной в период боевых действий под Сталинградом, задумав ее как героическую поэму во славу русского народа. Построение композиции и цветовое решение предельно экспрессивны. В центре — поединок богатырей, представленный в кульминационный момент. По разные стороны поля застыли в немом ожидании войска. Через мгновение они сойдутся в битве — знаменитом «Мамаевом побоище», описанном во множестве летописей и народных сказаний.
***
Замысел картины, ставшей подлинным событием в переломный год отечественной войны, родился у Авилова за 25 лет до его осуществления. Еще в 1917 году художник выставлял работу «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом», не удовлетворившую его и позже им уничтоженную.
Масштабная трагедия Великой Отечественной войны приблизила подвиги предков, подняла на щит героические дела народа, воскресила далекие исторические события, придала им остро современное звучание.
Осенью 1942 года Авилов вернулся из эвакуации в Москву, где получил большую мастерскую, что и дало возможность начать работу над крупным холстом.
В процессе работы над картиной художник искал свою тему и написал четыре крупных эскиза: «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва» и «Бегство Мамая».
Уже в первом, и оставшимся единственным, эскизе «Поединка» Авилов нашел нужное композиционное решение сюжета.
В декабре 1942 года художник приступил к исполнению картины и написал ее всего за шесть месяцев. Стремление правдиво передать время и образы исторических персонажей заставляет художника быть максимально точным в передаче деталей: костюмы и оружие многократно зарисовывались в Центральном Историческом музее.
По словам Авилова, картина писалась необыкновенно легко, художник был на пике творческого подъема, и, безусловно, это произведение занимает особое место в его творчестве.