Картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (также встречаются вариации с союзами «под» и «у») посвящена в первую очередь Волге.
Живописец восхищался величием волжских пейзажей и стремился перенести своё любование на полотно.
Данная работа — самая большая по размеру из серии посвящённых Волге.
Многие искусствоведы сходятся в том, что эту картину можно назвать предвестником волжских пейзажей Левитана.
У подножия холма открывается прекрасный вид на небольшой провинциальный город — широко разлилась водная гладь, быстро бегут облака, стройные деревья качаются на ветру, и во всём этом природном великолепии виднеются крыши домов.
Взгляд зрителя непременно устремляется к горизонту, где видны очертания белого монастыря, нарочно высветленного рукой художника.
Смена цветовой палитры видна и в изображении неба — оно светлее и чище.
Картина была удостоена первой премии конкурса, организованного Обществом поощрения художников в 1871 году, и тут же выкуплена Павлом Третьяковым, а спустя 60 лет обрела новый дом — Нижегородский художественный музей, что вполне логично.