Перед нами иллюстрация известного исторического события — покорения Великого Новгорода Москве.
В 1477 году Иван III, узнав о готовящейся измене новгородских бояр, подступил к Новгороду.
В село Бронница к Ивану III стали прибывать многие жители Новгорода, и заговорщики вынуждены были открыть ворота в город.
Марфу Борецкую и её внука Василия Фёдоровича по приказу великого князя отправили в Москву, всё имущество Борецких было конфисковано. Позже Марфу направили в Нижний Новгород, где она была пострижена в монахини под именем Марии. Судьба Василия, последнего представителя этого боярского рода, неизвестна.
Земли и усадьбы опальных бояр раздавались сторонникам Московского князя, переселённым в Новгород из подмосковных городов.
Полотно отражает события 1478 года, происходившие в Великом Новгороде. Новгород тогда был вольным городом, что не нравилось князю Московскому Ивану III. Этот трагический момент и запечатлен на картине.
В правой части картины — вдова новгородского посадника и боярина Марфа Борецкая. Лицо Марфы Борецкой угрюмо, в нем выражение неприязни, она готова проклясть своих врагов. Марфа идет гордо и уверенно, голова высоко поднята, плечи расправлены, чувствуется, что она не покорена.
По бокам колонны следуют охранники, воины войска Ивана. На улицах провожает героиню местное население. На лицах горожан и духовенства читается сочувствие и скорбь.
На заднем плане белеют храмы Великого Новгорода, Марфа навсегда прощается с ними и любимым городом.
Рядом с ней идёт опечаленный последний её сын, к тому же он был и самым младшим. В левой части картины изображен великий князь Московский Иван III, рядом с ним в доспехах — московский воевода. В центре картины — вечевой колокол, символ политической самостоятельности Новгорода, который сняли со звонницы, чтобы увезти в Москву.
Так происходило присоединение Новгорода Великого к Москве.