«Коронация Николая Второго» — картина Валентина Александровича Серова, написанная в 1896 году, на которой запечатлен момент миропомазания императора.
Это документальная работа, поэтому название строгое и точное. Валентин Серов подробно и достоверно изобразил историческое событие, состоявшееся 27 мая 1896 года.
Серов не раз писал портреты членов царской семьи, поражая сходством рисунка с моделью. Неудивительно, что именно он получил заказ на картину, призванную запечатлеть коронацию Николая Второго.
Находясь на месте событий, Валентин Серов заполнил коронационный альбом зарисовками, на основе которых затем было создано произведение.
Такой подход позволил ему максимально точно передать все подробности торжественного момента миропомазания: не только выражения лиц императора и его свиты, но и мельчайшие детали их парадных нарядов.
А также уделить внимание интерьеру собора.
С восхитительным мастерством автор выписал резьбу на деревянном ограждении, тяжелые люстры, алтарные украшения.
Все это помогло живописцу создать эффект присутствия, позволить зрителю ощутить себя участником исторического действа.
Глазам зрителя предстает празднично украшенный Успенский собор. Свет падает сверху сквозь арочные окна, подчеркивая живописное богатство красных и золотых красок. Смысловой центр композиции расположен слева, именно там находятся фигуры главных действующих лиц церемонии.
Николай Александрович Романов преклонил голову у центральных алтарных врат Успенского собора Московского Кремля. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий совершает помазание государя святым миром, то есть, от лица Церкви благословляет его на царство.
Глаза Николая прикрыты, лицо серьезно и одухотворено. Он облачен в парадную горностаевую мантию, которую поддерживает свита.
Чуть правее и ниже среди высоких чинов стоит императрица Александра Федоровна в роскошном наряде, с замысловатой прической. Плечи ее прикрывает такая же горностаевая мантия, как и у супруга.
Александра Фёдоровна увенчана малой императорской короной. Это не просто украшение, а одна из царских регалий, знаков монархической власти.
Церемониальное платье царицы сшито из серебряной парчи. Это настоящее произведение искусства!
К его созданию приступили за год до церемонии. Ткань изготовили на шёлкоткацкой фабрике московских промышленников Сапожниковых. Особое внимание стоит обратить на отделку платья. Если присмотреться, на акварели Валентина Серова можно различить изысканную вышивку на лифе. Вышивальщицы использовали в работе жемчуг, бисер и пайетки — золотые чешуйки. Высочайший заказ выполнили монахини из московской обители Иоанна Предтечи. Прежде чем приступить к работе, они тщательно изучали старинные образцы вышивки. И результат получился великолепным!
Сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, увидев готовое платье, назвала вышитый узор шедевром рукоделия.
Кстати, сверкающие бриллиантами короны и драгоценные церемониальные одежды не были личной собственностью императора и его супруги, принадлежали Алмазному фонду государства. И подчеркивали не богатство Романовых, а величие церемонии.
Успенский собор заполнен людьми, взгляды которых устремлены на алтарь и императора.
С восхитительным мастерством автор выписал резьбу на деревянном ограждении, тяжелые люстры, алтарные украшения.
Четкими мазками, сочными красками, филигранной прорисовкой деталей Серову удалось с фотографической точностью передать атмосферу творившейся на его глазах истории Российской империи.
Все это помогло живописцу создать эффект присутствия, позволить зрителю ощутить себя участником исторического действа.
И сегодня посетители Русского музея могут увидеть акварель, где в сверкании, сиянии, переливах света царь перед лицом Церкви даёт обет служить своему народу.