Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

В.Серов - картина «Коронация. Миропомазание Николая Второго в Успенском соборе»

«Коронация Николая Второго» — картина Валентина Александровича Серова, написанная в 1896 году, на которой запечатлен момент миропомазания императора.
Это документальная работа, поэтому название строгое и точное. Валентин Серов подробно и достоверно изобразил историческое событие, состоявшееся 27 мая 1896 года.

Серов не раз писал портреты членов царской семьи, поражая сходством рисунка с моделью. Неудивительно, что именно он получил заказ на картину, призванную запечатлеть коронацию Николая Второго.
Находясь на месте событий, Валентин Серов заполнил коронационный альбом зарисовками, на основе которых затем было создано произведение.
Такой подход позволил ему максимально точно передать все подробности торжественного момента миропомазания: не только выражения лиц императора и его свиты, но и мельчайшие детали их парадных нарядов.
А также уделить внимание интерьеру собора.
С восхитительным мастерством автор выписал резьбу на деревянном ограждении, тяжелые люстры, алтарные украшения.
Все это помогло живописцу создать эффект присутствия, позволить зрителю ощутить себя участником исторического действа.

Глазам зрителя предстает празднично украшенный Успенский собор. Свет падает сверху сквозь арочные окна, подчеркивая живописное богатство красных и золотых красок. Смысловой центр композиции расположен слева, именно там находятся фигуры главных действующих лиц церемонии.
Николай Александрович Романов преклонил голову у центральных алтарных врат Успенского собора Московского Кремля. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий совершает помазание государя святым миром, то есть, от лица Церкви благословляет его на царство.

Глаза Николая прикрыты, лицо серьезно и одухотворено. Он облачен в парадную горностаевую мантию, которую поддерживает свита.

Чуть правее и ниже среди высоких чинов стоит императрица Александра Федоровна в роскошном наряде, с замысловатой прической. Плечи ее прикрывает такая же горностаевая мантия, как и у супруга.
Александра Фёдоровна увенчана малой императорской короной. Это не просто украшение, а одна из царских регалий, знаков монархической власти.
Церемониальное платье царицы сшито из серебряной парчи. Это настоящее произведение искусства!
К его созданию приступили за год до церемонии. Ткань изготовили на шёлкоткацкой фабрике московских промышленников Сапожниковых. Особое внимание стоит обратить на отделку платья. Если присмотреться, на акварели Валентина Серова можно различить изысканную вышивку на лифе. Вышивальщицы использовали в работе жемчуг, бисер и пайетки — золотые чешуйки. Высочайший заказ выполнили монахини из московской обители Иоанна Предтечи. Прежде чем приступить к работе, они тщательно изучали старинные образцы вышивки. И результат получился великолепным!
Сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, увидев готовое платье, назвала вышитый узор шедевром рукоделия.

Кстати, сверкающие бриллиантами короны и драгоценные церемониальные одежды не были личной собственностью императора и его супруги, принадлежали Алмазному фонду государства. И подчеркивали не богатство Романовых, а величие церемонии.

Успенский собор заполнен людьми, взгляды которых устремлены на алтарь и императора.
С восхитительным мастерством автор выписал резьбу на деревянном ограждении, тяжелые люстры, алтарные украшения.
Четкими мазками, сочными красками, филигранной прорисовкой деталей Серову удалось с фотографической точностью передать атмосферу творившейся на его глазах истории Российской империи.
Все это помогло живописцу создать эффект присутствия, позволить зрителю ощутить себя участником исторического действа.

И сегодня посетители Русского музея могут увидеть акварель, где в сверкании, сиянии, переливах света царь перед лицом Церкви даёт обет служить своему народу.

Опубликовала    24 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Федор Решетников картина "Прибыл на каникулы"

«Прибыл на каникулы» — одна из самых популярных картин Федора Павловича Решетникова), написанная в 1948 году.

Художник изобразил момент приезда домой на новогодние праздники юного суворовца. В центре сюжета — мальчик в военной форме и пожилой мужчина в домашней одежде. Кадет только что вошел в комнату — на нем шинель и теплая шапка-ушанка, в левой руке он держит чемодан, а правой отдает честь деду, рапортуя о прибытии. Дедушка, видимо, бывший военный, вытянулся перед внуком по стойке смирно и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 янв 2024

Федор Решетников - картина «Опять двойка»

«Опять двойка» — любимый всеми шедевр русского и советского художника Федора Павловича Решетникова.

Эмоциональная, добрая картина трогает сердце. Ситуацию, в которую попал главный герой, с первого взгляда понимает и юный зритель, и взрослый человек.

В комнате собралась семья. На переднем плане несчастнейший из людей — взъерошенный мальчишка, вернувшийся из школы с «парой» в дневнике. Из видавшего виды портфеля предательски высовываются коньки.

Проштрафившемуся ученику стыдно. Мать смотрит…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  09 янв 2024

Исаак Левитан - картина «Март»

«Март» — хрестоматийный пейзаж русского художника Исаака Левитана, созданный в 1895 году.

Художник не любил писать зимние темы, предпочитал богатые красками весенне-осенние мотивы. Картина «Март», с обилием нерастаявшего снега, стала редким исключением в его творчестве. Однако и в ней мастер воплотил столкновение противоборствующих сил природы — тепла и холода, света и мрака.

Идея картины появилась спонтанно. Будучи в гостях у семьи Турчаниновых в Горках Тверской губернии, Исаак Ильич вдохно…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  01 мар 2024