В 1861 году незаконнорожденный сын прокурора из Тобольска, Василий Иванович Перов, получил золотую медаль Императорской академии художеств и право на заграничную поездку. Молодой талант «отблагодарил» академическое начальство и написал «Сельский крестный ход на Пасхе», картину «безнравственную, аморальную, дерзкую и глумливую».
Зрители увидели в сюжете сатиру, а церковные власти обвинили художника в том, что тот выбрал из жизни единичный грязный эпизод и осознанно подчеркнул человеческие пороки и слабости. Представители Синода выразили протест и потребовали снять полотно с экспозиции.
За создание «Сельского крестного хода на Пасхе» Перову прочили новую командировку — на Соловки.
Мнения критиков разделились: одни увидели в художнике защитника народа и обличителя социальных пороков, другие — рисовальщика неприглядных сторон жизни, который убивает высокое искусство.
Пока в обществе бушевали споры, меценат Павел Третьяков выкупил «Сельский крестный ход на Пасхе», выставил картину в галерее и силой авторитета защитил Перова от недовольства властей.
Равнодушными эта работа художника не оставила никого.
Перед нами «пьяный» крестный ход, проходящий в завершение пасхальной службы. Участники, судя по всему, заходят уже не в первый дом и успели хорошо «угоститься».
Чем же не угодила картина «Сельский крестный ход на Пасхе» власти и духовенству?
Зритель видит нестройное пьяное шествие с иконами и хоругвями на фоне хмурого весеннего деревенского пейзажа.
Из крестьянской избы вываливается паства со священником. Духовное убожество персонажей затмевает физическое.
Священник в праздничном облачении глядит осоловевшим взглядом, наступил на пасхальное яйцо, опустил крест и едва стоит на ногах.
Рядом двое крестьян — один пытается встать на ноги, другой спит беспробудным сном.
Молодая крестьянка с обшарпанной иконой в руках поет молитву и направляется в иную от процессии сторону.
На крыльце хозяйка дома поливает водой и пытается привести в чувство упившегося мужа. Старичок в лохмотьях несет перевернутую икону и не замечает конфуза.
Художник удивительно передал состояние трех персонажей во главе процессии, крестьян в праздничной одежде — двое пьяны и веселы, а третий, обращенный к зрителю спиной, окутан четко читаемым ореолом трезвости и осуждения происходящего безобразия.
Пасмурный весенний пейзаж, голые ветви деревьев, лужи и грязь под ногами усиливают настроение, а пейзаж с глубокой перспективой показывает — путь к храму долог и утомителен и участники шествия точно не доберутся в «приличном виде».
Сельский крестный ход на картине Перова проходит в «светлую седьмицу» — неделю после празднования Пасхи.
Процессия неделю месила грязь, волочилась по дворам в ожидании денежных пожертвований. Крестьяне, для которых весенняя пора была голодной и тяжелой, считали шествие «обдираловкой», приберегали остатки продовольствия и расплачивались с попами спиртным, а после выпроваживали гостей из избы.
Перов не писал сатирический сюжет, «Сельским крестным ходом на Пасхе» художник показывает обыденную крестьянскую жизнь в период реформ 1861-го года без пафосного драматизма и прикрас.
На холсте ожила Россия времен отмены крепостного права: хмурая и грязная страна, которая утонула в невежестве и безверии.
Автор старательно упрощает все детали, связанные с культом.
Не все разглядят крест в руках у священника, образа примитизированы, они не отображают ликов.
Художник рассказывает о людях, он никак не стремится высмеять само Православие. Целью его сатиры является непорядочное священство, а не вера.