Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

В. Перов - Сельский крестный ход на Пасхе

В 1861 году незаконнорожденный сын прокурора из Тобольска, Василий Иванович Перов, получил золотую медаль Императорской академии художеств и право на заграничную поездку. Молодой талант «отблагодарил» академическое начальство и написал «Сельский крестный ход на Пасхе», картину «безнравственную, аморальную, дерзкую и глумливую».

Зрители увидели в сюжете сатиру, а церковные власти обвинили художника в том, что тот выбрал из жизни единичный грязный эпизод и осознанно подчеркнул человеческие пороки и слабости. Представители Синода выразили протест и потребовали снять полотно с экспозиции.
За создание «Сельского крестного хода на Пасхе» Перову прочили новую командировку — на Соловки.

Мнения критиков разделились: одни увидели в художнике защитника народа и обличителя социальных пороков, другие — рисовальщика неприглядных сторон жизни, который убивает высокое искусство.
Пока в обществе бушевали споры, меценат Павел Третьяков выкупил «Сельский крестный ход на Пасхе», выставил картину в галерее и силой авторитета защитил Перова от недовольства властей.

Равнодушными эта работа художника не оставила никого.

Перед нами «пьяный» крестный ход, проходящий в завершение пасхальной службы. Участники, судя по всему, заходят уже не в первый дом и успели хорошо «угоститься».

Чем же не угодила картина «Сельский крестный ход на Пасхе» власти и духовенству?

Зритель видит нестройное пьяное шествие с иконами и хоругвями на фоне хмурого весеннего деревенского пейзажа.
Из крестьянской избы вываливается паства со священником. Духовное убожество персонажей затмевает физическое.
Священник в праздничном облачении глядит осоловевшим взглядом, наступил на пасхальное яйцо, опустил крест и едва стоит на ногах.
Рядом двое крестьян — один пытается встать на ноги, другой спит беспробудным сном.
Молодая крестьянка с обшарпанной иконой в руках поет молитву и направляется в иную от процессии сторону.
На крыльце хозяйка дома поливает водой и пытается привести в чувство упившегося мужа. Старичок в лохмотьях несет перевернутую икону и не замечает конфуза.

Художник удивительно передал состояние трех персонажей во главе процессии, крестьян в праздничной одежде — двое пьяны и веселы, а третий, обращенный к зрителю спиной, окутан четко читаемым ореолом трезвости и осуждения происходящего безобразия.

Пасмурный весенний пейзаж, голые ветви деревьев, лужи и грязь под ногами усиливают настроение, а пейзаж с глубокой перспективой показывает — путь к храму долог и утомителен и участники шествия точно не доберутся в «приличном виде».

Сельский крестный ход на картине Перова проходит в «светлую седьмицу» — неделю после празднования Пасхи.

Процессия неделю месила грязь, волочилась по дворам в ожидании денежных пожертвований. Крестьяне, для которых весенняя пора была голодной и тяжелой, считали шествие «обдираловкой», приберегали остатки продовольствия и расплачивались с попами спиртным, а после выпроваживали гостей из избы.

Перов не писал сатирический сюжет, «Сельским крестным ходом на Пасхе» художник показывает обыденную крестьянскую жизнь в период реформ 1861-го года без пафосного драматизма и прикрас.

На холсте ожила Россия времен отмены крепостного права: хмурая и грязная страна, которая утонула в невежестве и безверии.

Автор старательно упрощает все детали, связанные с культом.
Не все разглядят крест в руках у священника, образа примитизированы, они не отображают ликов.

Художник рассказывает о людях, он никак не стремится высмеять само Православие. Целью его сатиры является непорядочное священство, а не вера.

Опубликовала    07 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Федор Решетников картина "Прибыл на каникулы"

«Прибыл на каникулы» — одна из самых популярных картин Федора Павловича Решетникова), написанная в 1948 году.

Художник изобразил момент приезда домой на новогодние праздники юного суворовца. В центре сюжета — мальчик в военной форме и пожилой мужчина в домашней одежде. Кадет только что вошел в комнату — на нем шинель и теплая шапка-ушанка, в левой руке он держит чемодан, а правой отдает честь деду, рапортуя о прибытии. Дедушка, видимо, бывший военный, вытянулся перед внуком по стойке смирно и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 янв 2024

Серафима Блонская - картина «Девочки. Вербное воскресенье»

Картина «Девочки. Вербное воскресенье» стала ключевым произведением в творчестве таганрогской художницы Серафимы Блонской (3 октября 1870 г., Верхнеднепровск — 9 августа 1947 г., Таганрог).
Произведение было создано в 1900 году в качестве выпускной работы в Санкт-Петербургской Академии художеств.
В том же году ее приобрел музей Академии, а спустя три года, по прошению городской управы, картина была направлена в Таганрог. Она стала одним из первых художественных экспонатов в открывшемся музее г…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  28 апр 2024