Исаак Левитан как ни один другой пейзажист умел передать тончайшую мелодию души в ее соприкосновении с миром природы.
Она так хрупка и беззащитна после натиска морозов и снежных пушистых одеял, что укутывают землю.
«Весна — большая вода» словно продолжение картины учителя Левитана — Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871), только более чувственная, нежная.
Выбранный живописцем мотив незамысловат — берег небольшой реки с приютившейся лодочкой. «Все великое, говорят, просто. И средства, используемые Левитаном, всегда просты. Так мало нот и так много музыки…» — говорил современник об этой работе.
Легкой мелодией звучит прозрачность только что освободившейся от льда воды.
Отражающиеся в ее зеркале тонкие березки, словно натянутые струны арфы, поют песню наступающей весне. День, озаренный неяркими лучами солнца, уже предвещает скорое тепло.
А пока во влажном воздухе чувствуются ноты первых весенних запахов — свежести, веточек, отсыревших от недавнего льда, набухших почек.
«Весна — большая вода» — один из гимнов природе, сложенный Левитаном и ставший символом времени года.
Так емко, просто и лирично мог написать только мастер, беззаветно влюбленный в мир русской, тихострунной, природы, ведь как он сам говорил «только в России может быть настоящий пейзажист».