В недолгой, но насыщенной художественной карьере Павла Федотова картина «Завтрак аристократа» (другие названия — «Ложный стыд», «Не в пору гость») отмечает переход к позднему творчеству.
Любимый Федотовым бытовой жанр, социальная ирония и проработка деталей сочетаются с ощущением замкнутости пространства и бессмысленности происходящего.
Сюжет картины, вероятно, связан с фельетоном, опубликованным в журнале «Современник». Анонимный автор, а на самом деле писатель И.А. Гончаров, иронически описывал жизнь светских «львов»: ради внешнего лоска и щегольского вида они были готовы «два месяца дурно обедать».
Слово «аристократ» в названии произведения Федотова создает противоречие — очевидно, что молодой человек не имеет отношения к аристократии.
Художественное решение картины строится на контрасте. На небольшом прямоугольном холсте — тщательно выписанная обстановка комнаты.
Ковер с восточным орнаментом, модное в середине XIX века «стеганое» кресло, зеленые обои с рисунком, гравюры с изображением балерин романтической эпохи, бюст Ференца Листа подчеркивают принадлежность героя к светскому обществу Санкт-Петербурга.
Показное щегольство героя проявляется и в его наряде в популярном восточном стиле (халат с кистями, шапочка с бухарским орнаментом, шаровары и туфли-бабуши), и в модной стрижке пуделя, и в намеренно оставленных на виду афишах, в том числе с рекламой устриц.
В то же время на столе можно заметить вывернутый наизнанку пустой кошелек и кусок ржаного хлеба, которым завтракает герой (именно его он в спешке прикрывает книгой).
Театральность композиции — в пойманном художником моменте: на заднем плане рука незваного гостя в палевой перчатке уже отодвигает занавеску, отгораживающую вход в комнату; щеголь в спешке дожевывает хлеб; пудель лает на входящего.
Острота сюжета, изысканная живопись в зелено-красной цветовой гамме, напоминающей произведения Карла Брюллова, выписанная фактура предметов — все это способствовало успеху картины Федотова, сравнимому с успехом пьес Островского и, в частности, комедии «Свои люди — сочтемся», опубликованной в то же время. Интерес к остросоциальным сюжетам в искусстве продолжал расти.
Картина происходит из собрания
К.Т. Солдатенкова, известного коллекционера.