Картина Константина Андреевича Сомова «Арлекин и дама» была написана в 1921 году. Сцены из прошлых веков с присущими им нарядами и танцами постоянно присутствуют в творчестве художника.
Центральные фигуры картины — дама и кавалер в маскарадных костюмах. Они застыли в неестественной, но очень игривой позе. Арлекин снял маску и наклонился головой к даме, будто рассказывая ей что-то забавное и понятное только им.
Верхняя часть туловища Арлекина повернута к спутнице, а нижняя, противореча ей, смотрит вперед, будто Арлекин только обернулся на проходящую мимо даму и сразу был поглощен увиденным настолько, что даже снял маску, взяв руку девушки.
На лице дамы играет легкая, немного хитрая улыбка. Она с интересом вслушивается в речи кавалера. В одной руке её веер, другая же расслаблено лежит на пышных юбках.
Вспышки фейерверка, расцветающего над праздником, вместе с последними лучами уходящего солнца освещают сцену. Сзади видно кружащихся в танце людей. Краски картины то яркие, благодаря использованному сочетанию гуаши и акварели, то легкие, будто прозрачные.
Во всей сцене видна театральность, будто всё действие и есть театральное представление — поза пары манерна, над ними, словно занавес на сцене, нависает арка, обвитая зеленью, в проеме видна застывшая статуя.
Картина исполнена тонкими, небольшими движениями кисти по подобию европейских акварелистов или русских художников первой трети XIX века.
Поэт-символист М. Кузьмин говорил о картинах Сомова, как об ужасном зеркале, поднесенном к смеющемуся празднику.
Константин Сомов написал три картины с Арлекином и дамой в разные годы своей жизни. Однако только на этой в персонажах, действительно, видна маскарадность, а лицо дамы закрыто.