Анафора — это стилистическая фигура речи, она заключается в повторении одних и тех же элементов (звуков, слов, фраз) в начале каждого параллельного ряда (строфы, стиха и т. д.)
Ударение надо ставить на вторую букву «А».
АнАфора — древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. А само слово «anaphora» переводится как «повторение, возвращение, восхождение, единоначатие».
В отличие от других литературных приемов, анАфора чаще всего располагается в начале предложений, то есть они начинаются с одних и тех же строк.
Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость. И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания.
Разновидности анафоры.
Звуковая (или фоническая).
В начале строк повторяются только одинаковые звуки или звуковые сочетания.
«Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона…» (С.Есенин)
Лексическая.
Повторение одинаковых слов в начале строки, строфы или каждой части предложения в прозе.
«Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь». (С.Есенин)
Морфемная.
Повторение одних и тех же частей слов.
«Они — воители, творцы наук и книг,
Настаивая на высоком сходстве,
намериваюсь приравняться к ним
я в мастерстве своём и благородстве. (Б.Ахмадулина).
Синтаксическая.
Повторение одних и тех же синтаксических конструкций.
«И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре — шиповник,
И ты приснился мне — один
Всех бед моих виновник». (А.Ахматова)
Это сложный вариант приема, который используется достаточно редко в современной литературе.
Строфическая.
Повторение в начале каждой стихотворной строфы.
«Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.
Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь». (И.Бродский).
Ритмическая.
Редко встречается и применяется только в поэзии.
При такой анафоре повторяются различные приёмы, например, паузирование в параллельных отрезках речи и др.
Свеча нагорела. Портреты в тени.
Сидишь прилежно и скромно ты.
Старушке зевнулось. По окнам огни
Прошли в те дальние комнаты.
Никак комара не прогонишь ты прочь, —
Поет и к свету все просится.
Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,
Куда душа переносится… (А.Фет.)
Паузная.
Встречается (в четных стихах) в сочетании с лексической анафорой (в нечетных стихах).
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор. (А. Фет)
Анафоры ритмическая и паузная — редкие приемы, связанные с анакрузой.
Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.
«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное». (Библия)
«Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной». (Д.Лихачёв)
Анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах.