Одним из лучших способов подчеркнуть значение какой-либо мысли или важного образа является повтор.
В повседневной жизни мы часто прибегаем к этому приёму, проговаривая ещё раз то, на что хочется обратить внимание слушателя.
Авторы художественных произведений также используют различные повторы с той же целью. В их распоряжении имеется несколько видов стилистических фигур прибавления, среди которых выделяется анадИплосис.
АнадИплосис (от др.-греч. «сдвоенность») — повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое.
«О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!» А.А.Блок
Этот прием известен с древних времен.
«Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —
Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно…»
Библия. Псалом 121:23
АнадИплосис также восходит к фольклорным традициям использования речевых повторов в народных изречениях, лирических песнях и стихах.
«Станем-ка, ребята челобитную писать,
Челобитную писать, во Москву посылать.
Во Москву посылать, царю в руки подавать».
В современной русской поэтике существуют другие названия анадиплосиса — подхват, стык, скреп.
«Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.
Тучи носят воду,
Вода поит землю,
Земля плод приносит;
Бездна звезд на небе…» А. В. Кольцов
«Глухой глухого звал к суду судьи глухого,
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!» А.С.Пушкин
Свойство анадиплосиса привлекать внимание к определённому образу или слову широко используется ораторами, авторами публицистических и философских текстов.
«Без здоровой экономики у нас не будет здорового общества, а без здорового общества экономика не надолго останется здоровой». М. Тэтчер
Удачно употреблённый анадиплосис придаёт речи эффектность, создаёт эффект непрерывности и взаимосвязанности, привлекает внимание к определённым образам и деталям.