ЭПИФОРА (от греч. epiphora — добавление, повторение) — стилистическая фигура — повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи.
Эпифора — противоположность анафоре, то есть повтору в начале смысловых отрезков.
И эпифора, и анафора — стилистические приемы, позволяющие подчеркнуть смысл определенных слов, усилить эмоциональную окраску текста.
«Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!» (А. Блок)
«Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?» (Н.В.Гоголь)
Все эпифоры можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы.
Грамматическая эпифора — это совпадение отдельных звуков в конце строк.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог». (А.С. Пушкин)
То есть те самые рифмы в стихотворениях. Очень часто идеальные повторения можно встретить в произведениях для детей. Это сделано для того, чтобы юные читатели лучше запоминали.
«Птичка невеличка
Меньше, чем спичка
По полю летала,
Комариков глотала».
Лексическая эпифора — это повторение отдельных слов на конце разных строк.
«Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один — серый, другой — белый,
Два весёлых гуся.
Один — серый, другой — белый,
Два веселых гуся!» (Мария Клокова)
«Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман…» (А.С.Пушкин)
Риторическая эпифора — повторение восклицаний и других риторических оборотов.
«Первое слово ребенок сказал:
— Мама!
Вырос. Солдатом пришел на вокзал.
— Мама!
Вот в атаке на дымную землю упал.
— Мама!
Встал. И пошёл. И губами к жизни припал.
Мама!» (Сергей Островой)
Эпифора используется и в литературе, и в риторике — когда говорящий раз за разом бьет в одну точку, убеждая слушателей.
В 1916 году, в ходе Первой мировой войны, лидер партии кадетов Павел Милюков выступал в Думе с критической антиправительственной речью. Каждую свою претензию к министрам он завершал вопросом-эпифорой: «Что это — глупость или измена?»
Эпифора довольно часто используется в рекламе, делая ее более живой, запоминающейся и интересной.
«Не просто чисто — а безупречно чисто» (порошок для стирки «Ариэль»)
Эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора, но иногда этот литературный прием используют в повседневной жизни.
«Ты сумеешь. Ты обязательно сумеешь всё преодолеть!»