Место для рекламы

А был ли мальчик, или о чём спорят много лет, глядя на картину Шардена «Молитва перед обедом»

Его называли «художником животных и фруктов». Он оказал значительное влияние на Анри Матисса и Поля Сезанна. В искусстве этот художник искал естественность и человечность в противовес официальному стилю рококо. Все это про Жана Батиста Симеона Шардена и его картину «Молитва перед обедом». В чем же кроется главный спор искусствоведов об этой картине?

Французский художник XVIII века Жан Симеон Батист Шарден был известен своими натюрмортами и жанровыми картинами. Его утонченный и реалистичный стиль оказал значительное влияние на ряд величайших художников XIX—XX вв.еков, в том числе Анри Матисса (1869 — 1954) и Поля Сезанна (1839 — 1906). Полотна Шардена были простыми, но мастерскими в исполнении. Мир Шардена — это мир с чувством (а не галантностью), со смирением (а не тщеславием), с простотой (а не жеманностью). Для буржуазного истеблишмента произведения Шардена представляли целительный контраст с «декадентской аристократической хрупкостью» многих коллег художника (в том числе, Ватто).

Работы, которые принесли ему признание — «La Raie» («Луч») и «The Buffet» («Буффет»), демонстрируют его реалистичные представления и утвердили за ним статус «художника животных и фруктов». Отсюда Шарден развил свое мастерство натюрморта. Он однажды сказал о живописи: «Мы используем цвета, но мы рисуем своими чувствами», и для него у натюрмортов была своя жизнь. Как писал французский писатель XIX—XX вв.еков Марсель Пруст (1871−1922): «Мы узнали от Шардена, что груша жива, как женщина, а обычный керамический предмет прекрасен, как драгоценный камень». Дальше росла любовь к живописи жанровых работ. Его работы прошли длительный эволюционный путь от простого натюрморта до бытовых сцен повседневной жизни французского общества. Успешная репутация художника привела к выгодному знакомству с королем Людовиком XV, которому Шарден и подарил картину «Молитва перед обедом».

Сюжет картины

Изображая бытовую сцену из жизни обычной французской крестьянской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов и вложенных в картину эмоций. Чувственность и эмоциональность были творческим кредо этого мастера. На первом месте здесь труд, нежность, набожность. Справа — такая домашняя и простая фигура матери. Она накрывает стол, одновременно обучая своих детей молитве. Зритель поймал момент, когда мать остановилась, чтобы взглянуть на своего младшего ребенка и прислушаться к каждому слову его первой молитвы. Трогательная деталь — игра прервана (барабан будто только что повесили на спинку стула), все тарелки уже полны супа, но приступать к трапезе нельзя, пока не закончится молитва. Вполне вероятно, это первые самостоятельные слова молитвы маленького ребенка.

Лицо молящегося малыша скрыто от зрителя. Видны только пухлые щеки и слегка вздернутый нос. Легкое платье ребенка почти сливается с цветом скатерти. Шардену удалось добиться в «Молитве перед обедом» удивительного проникновения и тепла, домашнего уюта и спокойной радости. Сделано это было с помощью устремленных и связанных взглядов всех героев картины: и старшая сестра, и мама с нежностью и терпением смотрят на младшего ребенка, который, в свою очередь, следит за наставлениями своей матери (по всей видимости, она повторяет слова молитвы). Старшая сестра произносит молитву — ее сложенные руки видны над краем стола.

Главное здесь — не история ячейки общества из третьего сословия. Нет. Главное здесь — уникально воссозданная атмосфера домашнего одухотворенного момента. Молитва перед трапезой в христианстве долгое время предшествовала приему пищи, но сегодня этот обычай практически забыт. Текст ее прост и в значительной степени свободен. Это лишь несколько слов благодарности Господу за дарованную еду. Изображенная волшебная атмосфера и мягкий свет создают ощущение обрядовости и святости, подобно атмосфере в монастыре (откуда и пришла традиция благодарственной молитвы перед едой).

Мальчик или девочка

Спорным моментом и настоящей загадкой на картине является пол ребенка — все-таки мальчик или девочка?
Ряд искусствоведов считают, что это все же мальчик. Тот факт, что он одет в платье, не должен смущать. Это — обычная одежда маленьких детей в XVIII веке. Так, например, современный американский культуролог Карин Калверт утверждал, что традиция одевать маленького мальчика в платье существовала вплоть до конца XVIII века: «Мальчики, до того как надевали костюм мужчины, проходили через три четко обозначенные стадии: первые 3−4 года в юбочках, следующие 3−5 лет — в детских штанишках и еще 2−3 года — в слегка облегченном варианте взрослого костюма». Второй дополнительный аргумент в пользу мужского пола ребенка — висящий барабан (игрушка, в которую играют в основном мальчики). Однако такой известный специалист по творчеству художника, как Инна Немилова, автор книги «Симон Шарден и его картины в Государственном Эрмитаже» (1961), не сомневается, что перед нами — две девочки. «Молодая мать, разливая суп, одновременно старается заставить двух дочерей повторить слова предобеденной молитвы. (…) Большой творческой удачей Шардена является изображение младшей девочки. С исключительной тонкостью переданы как чувства ребенка, так и характерные для него поза и движение». Кем бы ни был этот ребенок — мальчиком или девочкой — это, конечно, не умаляет красоты и трогательности сюжета.

Цвет и свет

Цветовая палитра намеренно создана из мягких полутонов, теплых цветов, чтобы все на картине — и лица, и стулья, и одежда — передали столь же мягкую и уютную атмосферу в доме. Эта семья не богата (убранство комнаты скромно и чисто), но и не бедно (одежда героев красива и аккуратна). Дополнительное чувство волшебства создает мягкий свет, будто подсвечивающий героев и мерцающими бликами падающим с левой стороны.

Марсель Пруст писал о художнике: «Повседневная жизнь очарует вас, если вы начнете впитывать картины Шардена как уроки жизни. Тогда, поняв жизнь его картины, вы откроете красоту жизни». Действительно, в условиях всепоглощающей жизни, постоянной суеты люди порой упускают такие трогательные семейные моменты, простые и обыденные, но от этого не менее прелестные. Этот урок и хотел преподать Шарден — остановиться и почувствовать мгновение жизни.

Опубликовал    10 сен 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминан…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  23 окт 2018

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ДА ВИНЧИ И ДАЛИ

Острый ум, талант и безграничная фантазия сделали этого человека бессмертным — имя Сальвадора Дали, великого спасителя наших тленных душ, пронеслось сквозь десятки лет, не покрывшись пылью забвения и забытия.

Очень часто, за его манерностью и само пиаром, многие не замечали искрометный гений, который в равной степени проявился как в живописном таланте, так и в его умении превращать все самое скучное и обыденное в маленький театр имени Сальвадора Дали.

Картина,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  02 мая 2019

Тайны, скрытые под слоем краски известных картин

Современные технические средства действительно творят чудеса. Так, например, сегодня мы можем заглянуть под слои краски известных полотен, чтобы увидеть скрытые там изображения. Благодаря рентгеновским исследованиям удалось разгадать много тайн знаменитых картин. Некоторые писались на старых полотнах из экономии, а некоторые переписывались по многу раз в процессе творческих поисков. Отдельные полотна же были изменены позднее, и только благодаря у…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  21 июл 2019