Нет другого такого художника, о котором так много спорят, но так мало знают. Казимира Малевича ругают и осуждают, не в силах вспомнить даже нескольких фактов его биографии. Исправим ситуацию!
Раннее детство
Родители Малевича были поляками. Отец, Северин Антонович Малевич, работал управляющим на сахароваренном заводе. Мать семейства, Людвига Александровна, в девичестве Галиновская, была домохозяйкой. В семье Малевичей воспитали пятерых сыновей и четверых дочерей. Всего у супругов родились четырнадцать детей, но только девять из них дожили до взрослого возраста. Казимир был старшим.
Сильное впечатление
Отец хотел передать первенцу свои знания о сахароварении, поэтому часто брал Казимира на завод и под грохот машин красочно описывал индустриальное будущее человечества. Думается, что Северин Антонович в некотором роде достиг своего: очарование двигающейся геометрии Казимир пронёс через всю жизнь.
Первый опыт рисования
Первым учителем рисования в жизни Малевича стал маляр, красивший крышу дома в зелёный цвет. Мальчик подметил, что цвет краски чудесно совпадает с цветом деревьев, дождался, когда рабочий уйдёт на обед, и забрался на крышу. Деревья удались не вполне, однако ощущение скольжения кисти по горячей крыше навсегда захватило его воображение. Он готовил самодельные краски, рисовал чернилами, карандашом, бегал подглядывать за настоящими художниками, расписывающими местный собор, словом потерял всякий интерес к реальности.
Отец был против занятий рисованием, а мать умилилась и купила сыну первые масляные краски.
Курский период
Когда Казимиру исполнилось семнадцать лет, его отец нашёл работу в Курске в железнодорожном управлении. Северин Антонович ещё не потерял надежду на то, что сын освоит приличную профессию, и устроил его чертёжником. Странным образом Казимир Малевич сплотил вокруг себя людей, увлекающихся рисованием. Начальство железнодорожного управления было вынуждено выделить помещение для их импровизированного союза. Рисование в Курске стало модным, и даже видные чиновники заказывали себе из Москвы этюдники, краски и гипсы.
Семейная жизнь
Казимир Малевич первый раз женился в возрасте 22 лет. Что интересно, его жену тоже звали Казимирой.
Внезапно в 1904 году художник, вместо того чтобы наслаждаться семейной жизнью, засобирался в Москву. Малевич был хрестоматийным примером голодного художника, ему не только не хватало денег на переезд семьи, но и на собственное повседневное пропитание. Мать снова пришла на помощь: перевезла дочерей, внуков и невестку в Москву и открыла столовую. Однако ни этот брак, ни два следующих не сделали Малевича примерным семьянином.
Эволюция творчества
Малевич безрезультатно пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1905, 1906 и в 1907 годах. Однако неудачи его не остановили, и Казимир Малевич продолжил изучать живопись в студии Фёдора Рерберга, а в 1910 году уже принимал участие в выставке творческого объединения авангардистов «Бубновый валет». За следующие пять лет эволюции своего творчества Малевич успел попробовать все актуальные на тот момент течения в искусстве — от импрессионизма, фовизма, кубизма и футуризма до полного отрицания любой формы. В будущем он даже исправит даты на поздних фигуративных работах, чтобы не признаваться в нелинейности своего творческого пути.
Логика квадрата
Идея «Чёрного квадрата» как нулевой точки отсчёта в искусстве окончательно оформилась, когда Малевич увидел гимназиста, шедшего по тропинке в снегу и несущего ранец на спине. Ранец был настолько несоразмерно большим, что почти закрывал своего владельца и существовал будто сам по себе, олицетворяя весь жизненный багаж человека.
Авторские права
За три месяца до последней футуристической выставки картин «0,10» (ноль-десять) к Казимиру Малевичу зашёл художник Иван Пуни и застал его за работой над его «Чёрным квадратом». Опасаясь за утечку идеи, Малевич срочно выпустил брошюру с анонсом открытия нового и последнего супрематического (от лат. supremus — наивысший) направления в авангардном искусстве.
Впрочем общественность отреагировала на работы Казимира Малевича резко отрицательно и запретила ему нарекать супрематизм одним из течений футуризма.
Преподавание и последователи
В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск и взял на себя руководство одной из мастерских Народного художественного училища «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал. Так создалось сообщество последователей супрематизма УНОВИС (Утвердители Нового Искусства), члены которого интересовались не только живописью, но и архитектурой и дизайном. Сам Малевич в этот период почти не писал картин, а занимался философскими трудами. Он был так увлечён идеями УНОВИС, что родившуюся в этот период дочь назвал Уной.
Как Казимир Малевич представлял свои похороны
По завещанию художника он должен был лежать в супрематическом гробу в виде креста с раскинутыми руками. В действительности на это никто не решился, однако на могиле Казимира Малевича всё же был поставлен деревянный монумент с изображением чёрного квадрата. Ныне место захоронения утеряно, но примерно в двух километрах от настоящего места погребения поставлен бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне.
Влияние Малевича на другие сферы жизни
Малевич доказал, что белый цвет усиливает боль, и предложил использовать зеленоватые врачебные халаты. Он ввёл в научный язык слово «спутник», а в интерьеры и архитектуру — супрематические формы. Оранжевые жилеты дорожных рабочих — тоже разработка Малевича, ведь оранжевый цвет наиболее сильно привлекает внимание и сигнализирует об опасности.