Государственная Третьяковская галерея, так же, как Эрмитаж, является одним из самых лучших музеев России. Основатель галереи — купец Павел Третьяков. С 1856 года в музее экспонируется самая крупная коллекция русского изобразительного искусства.
В огромной экспозиции музея есть картины, с которыми связаны таинственные и загадочные истории.
Например, полотно знаменитого русского художника Ивана Крамского. Вдохновленный гоголевским произведением «Майская ночь или утопленница», он написал картину «Русалки». Полотно производило жуткое впечатление: ночь, мертвый свет луны, на берег колдовского озера выходят призрачные русалки…
На выставке работ, которую организовало Товарищество передвижников, картина «Русалки» оказалась рядом с совершенно безобидным пейзажем «Грачи прилетели» Саврасова. И в первую же ночь, картина «Грачи» без всяких видимых причин свалилась со стены. Обе картины для своей галереи приобрел Третьяков. «Грачей» он повесил на стену в своем кабинете, а «Русалок» поместили в зале. Вот с этого момента и начались удивительные и жуткие события, лишившие покоя прислугу, домочадцев и сторожей музея: из зала доносилось заунывное тихое пение… К картине все старались близко не подходить. Сам Третьяков признавался, что стоя рядом с «Русалками», чувствовал упадок сил.
Даже среди посетителей прошел слух о «злой» картине. Многие обсуждали рассказ о том, что некая барышня, после долгого просмотра «Русалок» утопилась в Яузе.
Помогла Третьякову старая нянька, жившая в семье. Она посоветовала перевесить картину в самый дальний темный угол, чтобы на нее как можно меньше падал свет. Только когда картина оказалась, практически, в темноте, вся чертовщина прекратилась.
Такой же таинственностью окутана картина Крамского «Неизвестная». На первый взгляд, портрет женщины совершенно обычный: разряженная красивая дама находится в открытой коляске, проезжающей по Невскому проспекту. Все считали, что на картине изображена аристократка. На это указывало бархатное, украшенное мехом и атласными лентами пальто, а также модная, в то время, шляпка. Умело наведенный макияж: насурьмленные брови, наведенный румянец на щеках, помада на губах указывало, что дама относится к полусвету. Когда автору задавали вопросы о личности его героини, он либо молчал, либо отшучивался. Сначала Третьяков отказался от покупки «Незнакомки» — возможно, он остерегался из-за существующего поверья, что портреты красивых женщин могут «высасывать силы» из зрителей. «Незнакомка» несколько лет путешествовала по частным собраниям и успела обрасти мистическими событиями, которые напрямую связывали с картиной. От первого приобретателя, вскоре после покупки картины, ушла жена, у второго в доме начался пожар, третий обанкротился… Все беды и несчастья отнесли на счет портрета «Незнакомка».
Самому автору произведения Крамскому также не удалось избежать проклятия: через год после завершения работы над картиной «Незнакомка» скончались оба его сына. Картину приобрел заграничный коллекционер. Но и там она продолжила приносить несчастья своим владельцам. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и была размещена в Третьяковской галерее. С этого момента, все неприятности, связанные с картиной, прекратились. Может быть она наконец-то заняла предназначенное ей место?
Особенная мистика связывается с картинами Ильи Ефимовича Репина. Будущий выдающийся художник родился в селе Чугуеве. Там он выучился иконописи. Уже в 19 лет он расписал церковь в родном селе. Получив за работу деньги, Илья поехал в Петербург. Там он поступил в рисовальную школу, основанную Обществом поощрения художников. Именно там Репин познакомился с портретистом Крамским, который на долгие году стал его учителем.
Шли годы. Репин закончил Петербургскую Академию художеств. Он достаточно быстро получил признание, но слава не отразилась на нем: до самого конца жизни он был скромным, трудолюбивым, бережливым человеком. Когда в зрелом возрасте у него перестала работать правая рука, Репин научился писать картины левой рукой, а палитру привязывал к шее и так продолжал работать.
Репин писал не только картины, он был и автором прозы. Лучшие воспоминания о художнике написал его друг Корней Чуковский в произведении «Илья Репин»: «Помню, как-то зимою в Куоккале, у него в саду, разговаривая с ним, я увидел, что у меня под ногами на белом снегу какая-то из репинских собак оставила узкую, но глубокую желтую лужу. Сам не замечая, что делаю, я стал носком сапога сгребать окружающий снег, чтобы засыпать неприятное пятно… И вдруг Репин застонал страдальчески: — Что вы! Что вы! Я три дня хожу сюда любоваться этим чудным янтарным тоном… А вы… И посмотрел на меня так укоризненно, словно я у него на глазах разрушал высокое произведение искусства».
Удивительно, но самые лучшие и известные картины Репина обладают магической силой.
Картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» сразу после создания окружала дурная слава. Третьяков, приобретая картину, дал себе слово не выставлять эту картину в зале галереи. Однако вскоре запрет был снят и неприятности не замедлили начаться.
Странное впечатление производила картина на зрителей: одни рыдали, другие впадали в какой-то ступор, некоторый валились на пол. Однажды молодой иконописец Абрам Балашов, не выдержав нервного напряжения, бросился на картину и изрезал холст ножом. Преступника схватили и доставили в психбольницу. Это событие настолько потрясло хранителя галереи, который посчитал себя виновным в произошедшем, что в безумном припадке он выбежал из музея и бросился под поезд.
Полотно, со временем, восстановили, но странности с ним продолжились. После завершения работы над картиной, у Репина отсохла правая рука. Натурщиков, позировавших художнику для картины, постигла ужасная участь. Образ царя писался с художника Мясоедова. Спокойный и доброжелательный человек, Мясоедов после завершения картины, в гневе чуть не убил своего маленького сына, которого также звали Иваном. Трагедия не обошла и писателя Всеволода Гаршина, позировавшего для написания образа убитого царевича и известного как автора чудесных сказок для детей. Репин объяснял выбор Гаршина так: «В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». Глубокая депрессия писателя привела его к помутнею рассудка и гибели.
С тех пор больше не наблюдались мистические события, связанные с этой картиной.
Но это не значило, что с остальными полотнами Репина не происходило ничего странного. Например, портрет композитора Мусоргского, написанного Репиным перед самой смертью выдающегося музыканта.
Мистическую особенность работ Репина подметили еще при жизни художника. Вот что пишет по этому поводу Корней Чуковский: «В его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского — Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского — Писемский умер. И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался… Писал он Столыпина в министерстве внутренних дел и… едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили. Сатириконцы говорили, смеясь: Спасибо, Илье Ефимовичу!»
Картине Репина «Бурлаки на Волге» Достоевский дал высокую оценку, назвав ее «торжеством правды в искусстве». Для того, чтобы Репин, испытывающий в то время недостаток в денежных средствах, мог написать картину, его друзья художники собрали деньги для него. Благодаря этим средствам Репин смог уехал на Волгу и написать картину «Бурлаки на Волге». Готовую картину приобрел за 3000 руб великий князь Владимир Александрович, который повесил ее во Владимирском дворце в бильярдной комнате. Репин писал: «Нaдo пpaвдy cкaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa иcкpeннe нpaвилacь. Oн любил oбъяcнять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe: и paccтpигy пoпa Kaнинa, и coлдaтa Зoтoвa, и нижeгopoдcкoгo бoйцa, и нeтepпeливoгo мaльчишкy — yмнee вcex cвoиx cтapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликий князь, и я cлышaл coбcтвeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяcнял вce дo caмыx пocлeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины». Многие говорили, что все здоровенные мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», преждевременно умерли.
Есть полотно Репина, которое можно вспомнить в связи с происходящими вокруг него мистическими событиями — «Торжественное заседание Государственного совета». Полотно было заказано Репину российским правительством. С задачей Репин справился успешно. На картине размещено 60 фигур. При этом каждый персонаж выглядит достойно, включая и председательствующего императора Николая II. Автор завершил работу над полотном в 1903 году. А уже в 1905 году государство «встряхнула» первая русская революция из-за которой полетели головы всех, изображенных на картине, чиновников. Некоторые из них лишились званий и постов, другие и вовсе поплатились жизнью: князь Сергей Александрович, министр В.К. Плеве, генерал-губернатор Москвы.
Интересен следующий факт: несколько человек выжили. Оказалось, что живыми остались те, кого рисовал не сам Репин, а его ученики Борис Кустодиев и Иван Куликов. Чиновников, которые написаны были учениками, миновала страшная участь и они прожили достаточно долго.
Еще один портрет связан с таинственными событиями — портрет писательницы Наталии Нордман-Серовой. Наталия Борисовна была женой Репина. Известна она была, как активная общественница, увлекалась беллетристикой и считала, что нельзя пользоваться услугами прислуги, а поэтому в ее доме везде были развешены объявления, призывающие гостей самим себя обслуживать: гости должны были сами разливать суп и находить еду. Не умеющего выполнить эти простые действия штрафовали. Наталья Борисовна была вегетарианкой, любила есть бифштексы из клюквы, повсеместно заставляла и мужа делать то же самое. Вскоре после того, как Репин написал ее портрет, Наталия Норман скончалась. Корней Чуковский уверен, что смерть жены спасла самого Репина: «Наталья Борисовна даже не пыталась отделить свое имя от Репина, и он оказался замешанным во все ее кулинарные и прочие новшества. Я слышал своими ушами в Крыму, в санатории, как, получив известие, что Репин скончался, одна вдова профессора, старуха, сказала другой: — Тот самый, что сено ел. Услышав эту чудовищную характеристику Репина, я, конечно, не мог не подумать, что в подобной его репутации виновата, в сущности, Наталья Борисовна. Вся желтая пресса — „Петербургская газета“, „Петербургский листок“ и „Биржевка“ — включала ее чудачества в число своих излюбленных сенсаций, главным образом потому, что могла пристегнуть к ним его знаменитое имя».
Без сомнения, у каждой картины в Третьяковской галерее есть своя увлекательная история и своя тайна. И каждый посетитель может принять участие в их разгадывании.