Место для рекламы

Итак, духовные скрепы

Путин, с учёным видом знатока, небрежно так бросил это выражение пару лет назад. С тех пор не смолкает иронический хор критиков. Не знаю, насколько наш Президент силён в проблематике, но духовные скрепы, объединяющие русский народ, в самом деле существуют.

Это не только то, что объединяет русских между собой, не только некие надсистемные свойства, обеспечивающие специфику нашего развития. Это также то, что отличает нас от других.

1. Примат Истины над свободой является главной русской духовной скрепой.

Предпочитающим свободу как самую главную и наивысшую ценность следует хорошо понимать, что им со временем неизбежно придётся рукоплескать разрешению однополых браков. Потом они получат сексуальное просвещение детей с 6 лет. Потом — легализацию браков с животными. Ну, и до кучи — всякие там бэби-боксы, эвтаназию, и всякое такое…
Если довести до логического конца принцип примата свободы, то мы быстро убедимся, что на самом деле, для нас, русских, важнее не свобода, но Истина. Жить по правде, по справедливости, в соответствии с совестью. Выражаясь по старо-русски, «поменьше грешить». Скрепой это является потому, что все мы едины во мнении о запрете однополых браков. Проникнуты единым духом пагубности их. Мы все выйдем на площади, станем плечом к плечу, ляжем под танки, если их захотят легализовать. Потому что мы, русские, живём не во имя свободы, но во имя Совести и Истины.

Браки геев будут легализованы не для них одних. Он будут легализованы для всего нашего общества. Оно всё, сверху донизу, будет отравлено, морально изуродовано этим фактом. Легализация однополых браков есть символическая и сущностная измена Истине.

Да, русские ценят и уважают свободу. Но в то же время понимают, что это не самое главное. В этом — одно из кардинальных наших отличий от европейцев. Именно здесь проходит разграничительная линия двух миров. Именно поэтому Запад никогда не признает нас, русских, «своими».
Подробнее обо всём этом можно прочитать здесь.

2. Примат совести над личной выгодой.

Не надо иронизировать. Да, мы, русские, точно так же по-человечески слабы, как и другие народы. Мало кто из нас способен к настоящей самоотверженности. Не всем и не всегда удаётся жить по совести. И мы все отлично знаем об этом. Все до единого, от простого крестьянина до высоколобого интеллигента и лидера нации. Так вот: духовные скрепы — когда мы знаем об этом примате, признаём, что следует жить по совести, уважаем тех, кому это удаётся, умеем корить самих себя за слабости и отступления от принципов.

3. Примат человека над законом.

Человек (человечность вообще, гуманность) выше и важнее, чем закон. Это коренная особенность нашего менталитета, обязанная своим появлением восточному христианству. Только Православие правильно усвоило высказывания Христа на сей счёт. Западу этого не удалось. Там постепенно закон взял верх над человеком. Для русского справедливость важнее закона. Об этом можно почитать здесь и здесь.

Не имеет смысла приводить бездну последствий из этого принципа. Скажу лишь, что есть как плохие, так и хорошие. К последним относится наша невероятная внутренняя свобода, к первым — то самое взяточничество. Мало кто понимает, что взятка в нашей культуре — выражение человеческого отношения и, одновременно, гнушение законом. Давая взятку, мы как бы показываем закону язык, реализуем внутреннюю свободу. Мы даём взятку, чтобы избежать формальностей или потери времени. Просто деньги мы ценим меньше, и платим за свободу. Проблема взятки в нашей культуре неоднократно разбиралась в моём журнале.

Сюда следует добавить, что, пытаясь привить русским юридическое сознание, на самом деле прививают любовь к Западу.

4. Примат мудрости (здравого смысла) над формальными правилами.

По моему скромному мнению, русские — один из самых мудрых народов на земле. У кого из современных народов было столько выдающихся философов? У кого более философичная литература? И мы куда выше ценим мудрость, нежели другие. Русский отличается от украинца тем, что любит основательность, фундаментальность, но не «плавающее» мнение. Для него последнее есть ложь. Это весьма отличает его от представителей малых наций, прежде всего украинцев, которые всегда «подстраивают» события каждый раз, что создаёт ощущение беспринципности и приспособленчества.
Для нас мудрость важнее, чем соблюдение закона. Например, оценивая действия Путина по присоединению Крыма, мы оцениваем не то, насколько были соблюдены международные договорённости (насколько я знаю, они были нарушены), но достаточно ли дальновидно и мудро он поступил. Это важнейший критерий, отличающий нас не только от украинцев (разбирая фильм «Левиафан», я констатировал недостаток мудрости у «младших братьев»), но и от западных народов. Да, на Западе куда лучше умеют обустроиться. Более комфортно, более удобно, более рационально, более продуманно. Да, там куда больше уважают закон. Да, там более развита благотворительность. Но к мудрости это никакого отношения не имеет.

5. Примат простоты над сложностью.

Характерная особенность русских — стремление к ясности и простоте. Всё заумное и сложное воспринимается нами с некоторым подозрением. Если оно не простое и ясное — значит, не истинное. Типичный пример — русская философия. Для нас мудрое и простое суть синонимы. Вообще, русские любят простоту. Но не ту, которая «хуже воровства». Отличительная особенность подавляющего большинства наших технических достижений — в оригинальности, неожиданности и простоте решения. Примеров можно привести множество.

6. Примат истины над силой.

Русские сильный духом народ, они уважают силу. Но при этом истину считают выше, и готовы перед нею смириться. Это чисто русская поговорка: «сила есть — ума не надо».

7. Примат общего над личным, общинность.

Русские понимают и признают, что интересы общего важнее чем их личные.

8. Примат личного (личностного) над официальным в отношении к начальству.

Или иначе: вера в начальство. Об этом подробнее можно почитать здесь. Выражается в том, что у русских, во-первых, дело всегда неразрывно связано с тем, кто его возглавляет. По этому поводу грибоедовский Чацкий много ругался. Во-вторых, есть выраженная потребность в уважении к начальству — и, прежде всего, к государственному лидеру. Мы рассматриваем его не просто как функционера, для нас Президент есть отец нации. В ответ на наше уважение и подчинение мы ожидаем от него любви и заботы. Это очень женская в нас черта. Не всегда себе признаёмся, но это так.

Да-да, это тот самый патернализм, который терпеть не может господин Медведев. Если русский знает о недостоинстве его начальника, не видит, за что его следует уважать, у него опускаются руки. Он начинает лениться, пить, воровать… Для нас исключительно важен вдохновляющий пример вождя. Даже само слово «начальник» говорит о его первичности («начало»). Кроме того, наше соблюдение законов связано с примером, подаваемым начальством. Об этом подробнее здесь.

При нахождении у власти достойных людей (разделяющих те же ценности, что и народ) данная особенность позволяет эффективно концентрировать усилия и решать грандиозные задачи, такие, что никакой Европе и не снились. Оборотной стороной будет то, что вычистить загнившую элиту «малой кровью» в такой системе становится чрезвычайно сложно.
Бытует мнение, что подобное отношение к власти проистекает из «рабской сущности» русского человека. Приверженцы этой точки зрения обожают повторять про «ментальное рабство» и «холуйство» русских. На самом деле, подобное отношение к власти свойственно для многих народов с коллективистской психологией. И народные требования к правителю в подобном обществе куда выше, чем к западному «нанятому менеджеру».

9. Примат внутренней свободы над внешней.

Да, у нас всегда были проблемы с внешней свободой. Однако при всём при том, русские — самый внутренне свободный народ на земле. Побывавший в России в 1917 году английский писатель Соммерсет Моэм писал: «Преимущество русских перед нами состоит в том, что они в гораздо меньшей степени чем мы рабы условностей. Русскому никогда не придёт в голову, что он должен сделать то, чего не хочет, только потому, что так положено. Веками он достаточно спокойно терпел угнетение оттого, что несмотря на политический гнёт лично он был свободен. Русский обладает гораздо большей личной свободой, чем англичанин. Он не связан условностями…» Это отдельная тема, как-нибудь соберусь и более подробно об этом напишу. Или уже писал?

10. Примат понимания перед самоутверждением. Или иначе: наличие смирения, связанного как с присущей нам мудростью, так и с внутренней свободой.

Вчера ночью прохожу мимо компании симпатичных девушек, стоящих у входа в метро «Беляево». Время подходило к часу ночи, метро скоро закрывалось, ещё подумалось — что они тут стоят? В этот самый момент к ним подходит кавказец, и на своём ломаном языке, без тени смущения громко выпаливает: «Девушки, можно с вами познакомиться?» Барышни иронически отвергают нового ухажёра. Некоторое время они занимаются перепалкой. Я спускаюсь по лестнице, но слышно каждую фразу — девушки нормально отвечают, без грубости.
И тут начинается классика быдлячества: кавказец мгновенно выходит из себя, вскипает, и начинает громким, почти визгливым голосом поносить наших граций на чём свет стоит. Они спускаются и идут по подземному переходу в другую сторону, кавказец с громкими криками идёт за ними. Он некоторое время шёл за девушками, потом оглянулся, развернулся и двинул к стеклянным дверям входа в метро.

В вестибюле, ожидая поезд, наблюдал за ним краем глаза. Наш гордый горец не находил себе места — видимо, душу жгла ненависть от того, что был отвергнут. Ну, и вытекающее отсюда языческое желание отомстить. Он вскакивал и садился, шевелил губами, с ненавистью поглядывая в сторону входных дверей. Было ясно, что продолжает ругаться.

Отсутствие внутренней свободы в чистом виде. Русскому тоже было бы неприятно, что его отвергли, но его душа без проблем переработала бы такой конфликт. Душа вообще бывает большая и малая, слабая и сильная. Угадайте, какая досталась нам, а какая — кавказцам?

11. Примат идеалов над реальностью.

Только русские рассматривают реальность как нечто вторичное от своих идеалов. Для нас реальность, это нечто вообще мало достойное внимания. А вот идеалы — это да! Отсюда — как наше восхищение прошлым (социализмом или Российской Империей, у кого как), так и вера в будущее России. Наверное, это надо было отдельным пунктом вынести, но пусть побудет тут, как следствие. Все русские верят в будущее России. Все до единого. Ещё Тургенев подметил: стоит собраться нескольким русским, как они непременно заговорят о будущем России. Ирина Остапчук формулирует это иначе, как «умение или нежелание жить без Идеи. Национальной, коммунистической, либеральной, анархической, демократической, государственной, христианской и т. д. Русский практически всегда имеет какие-то взгляды. В отличие от западных людей, для которых это во многом вторично и неважно. По этой же причине „общество потребления“ в чистом виде в России вряд ли возможно…»

Вообще, мы кошмарные идеалисты. Мы потому и не можем успешно устроится на земле, что считаем эту задачу недостаточно идеальной, недостойной внимания.
Из этого свойства вытекает множество следствий. Например, именно в силу его у нас слабо развито производство потребительских товаров. Нам попросту скучно делать хороший телевизор или автомобиль. Это как-то не вдохновляет. То ли дело самолёт, космический корабль или подводная лодка! Тут мы точно окажемся первыми. По этой же причине у нас всегда были слабые семьи. Мы и в Запад верим больше чем в себя потому, что его идеализируем. Он нам кажется более близким к идеалу. Ну, и много чего, не раз об этом писал.

Не готов отнести данную особенность к достоинствам или недостаткам. Это свойство. Вот как серый цвет глаз. Его следует изучать и правильно использовать. А не уничтожать в угоду «более эффективного развития», чтобы «всё было как на Западе».

12. Примат долга над удовольствием.

Удовольствие и долг — главные, ключевые категории человеческого бытия. Это и есть основной философский вопрос нашей жизни. Что важнее? Чему следует служить? Разумеется, русские не менее любят отдаваться удовольствиям, чем все остальные. Но они считают, что долг всё равно важнее. Хотя бы в глубине души. Есть такое выражение — служилая этика. «Делу — время, потехе — час» очень русская поговорка.

В отличие от других народов, русские признают превосходство долга над удовольствием. Но жить по этому принципу очень трудно. Русский человек разрывается между этими двумя категориями, колеблется, падает и встаёт — но именно поэтому его воззрение на мир является не одномерным, но объёмным, стереоскопическим. Ведь оно охватывает сразу две категории бытия. Кстати, это также обуславливает как нашу внутреннюю свободу, так и специфическую русскую мудрость.

Особенность русской цивилизации, что она всё время колеблется между ценностями духовными и материальными (успех, прогресс, гедонизм, примат удовольствия над долгом, олицетворяемыми Западом). Мы в этом отличаемся от всех, которые выбор уже сделали. Я утверждаю, что такое колебание нормально, это и есть наш путь.

Почему столько споров по поводу советского периода? Именно поэтому. Основатели Советского государства задались целью поставить долг значительно выше удовольствия, вообще подавить это последнее — и потому проиграли. На эту тему подробные рассуждения здесь

13. Примат переимчивости над самостью.

Не знаю, как это получше назвать. Способность усваивать чужое и делать его органическим, своим. Вытекает из русского смирения прежде всего. Мы не считаем себя выше других, и потому позволяем себе учиться. Если прижмёт)) Однако дам слово другому автору.

«Если русский находит удобной себе чужую вещь, идею, разработку, то он тут же начинает её использовать так, как будто только что сам придумал. Смущений, метаний, стыдливости у русского нет, русский ощущает себя мастером, у которого весь мир — мастерская, и который может брать на вооружение любой понравившийся инструмент и делать из него что-то своё. Как слово „генеральша“, в котором слышен иностранный корень, но суффикс которого роскошно-нагл своей бесстыдной русскостью. Понравился генерал, взяли генерала, сделали ему подругу генеральшу. Это по-русски! Из-за этого всевозможные народы, столкнувшись с русскими, тихо охреневают от того, как русские форматируют реальность под себя, используя окружающее пространство как инструментарий. „Хороший у вас город, Казань. Только мы его немножко сожжём и воооот сюда перенесём. Так красивее. Правда. И кончайте бегать и вопить, татары, для вас же, дураков, стараемся“ — вот русский тип мышления…»

14. Уникальный русский язык.

Как и в ситуации с инородцами, он вбирает в себя иностранные слова, но не коверкает их, а просто даёт им русское окончание и склоняет по-своему, так что потом не отличишь от коренного. И русские такие же: гибкие, легко приспосабливаются к другим народам и обычаям, но вместе с тем, интегрируют другие народы в некий сплав, где каждый может получить то, что ему надо.

15. Примат справедливости надо всем вообще.

В действительности, справедливость есть наша религия. Именно ей поклоняются русские люди. Наше отношение к справедливости религиозно. Я писал, что и Православие мы приняли потому, что это более справедливая религия, чем другие.

Бытует мнение, что милосердие для русских выше. Это не вполне неверно. Для нас милосердие является проявлением справедливости. Оно вторично. Это одна из важных особенностей русского мировосприятия. Или можно иначе сказать: для нас справедливость включает в себя милосердие, их нельзя противопоставлять. Справедливо быть милосердным.
Вообще, понимание справедливости у всех своё. Европейцы считали справедливым порабощение других народов. Узкий национализм восточных народов ведёт к тому, что в любой спорной ситуации они считают правыми только своих. Справедливость у евреев… также обладает своей национальной спецификой. И лишь у русских справедливость включает не только объективную истину, но и милосердие, гуманность.

Причём вера в справедливость у нас двояка: либо уверенность, что справедливость всё равно восторжествует, либо — что её всё равно не добьёшься. Так или иначе, в обоих случаях она есть.

16. «Пофигизм» на грани фатализма, или, как кто-то ёрнически выразился, «народ, которому всё по-фигу, победить нельзя».

Следует из нашей веры в Судьбу и справедливость.

17. Русский не знает границ, он все делает «до упора».

И в труде, и в пьянке, и в любви. Полностью вытекает из предыдущего, но идёт отдельным пунктом. Очень важная особенность русских. Ничего, если стихотворение любимого поэта приведу?

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж с плеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
А. К. Толстой

18. Для русских, верность — одна из самых важных добродетелей.

В частности, верность лидеру. Некоторые до сих пор мучаются проблемой верности наших предков последнему Царю. Мы до сих пор, как идиоты, рассуждаем о верности бывшим нашим союзникам, всяким там болгарам да сербам (между прочим, обязанным нам не только своей свободой, но и жизнью). Хотя они о всякой верности давно позабыли, продав её — даже не за помощь, нет! — за формальную благосклонность Запада.
Даже во внешней политике Россия всегда ориентировалась именно на верность, союзнический долг, а не прагматизм (сейчас ситуация начала меняться). Интересно, что именно верность выделяет Пушкин (ещё одна наша духовная скрепа) в стихотворении «Клеветникам России»:

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

19. Готовность к бескорыстному самопожертвованию.

Это свойство, особенно русских женщин, глубоко раскрыл Ф. М. Достоевский. Вытекает как из нашего идеализма (русский жертвует собою во имя идеалов), так и из других пунктов. Проявляется куда чаще, чем обыкновенно думают, но в основном — в экстремальных ситуациях.

20. Всегдашняя готовность помочь.

Причём любому, кто попросит помощи, или окажется в беде.

21. Неумение (а чаще нежелание) преподнести себя в выгодном свете.

А можно иначе сформулировать: примат внутреннего содержания над внешней формой. Следует сразу из всех предыдущих пунктов. Русские просты, естественны и искренни. Это, кстати, все иностранцы замечали. В силу этой особенности русские не улыбаются всем подряд, как американцы, но лишь тем, кому хочется (подробнее о русской улыбке здесь). Нам не нужно показывать, что у нас всё хорошо. Мы терпеть не можем хвалиться, заниматься самопиаром. Нам кажется это недостойным и даже отвратительным. Разве дело не говорит само за себя? Почему нужно ещё как-то его прославлять, подчёркивать превосходство своего успеха над другими? Самолюбование чуждо русским скрепам. Русские однозначно осуждают гордыню, и допускают только коллективную гордость за что-либо.

Тут мы очень далеко отстоим от Запада, весьма преуспевшего в самопревознесении. Европа столетиями доказывает (и навязывает) всему миру мнение, что она лучшая, и все страны просто обязаны двигаться по её пути. Хотя это достаточно спорное мнение — особенно принимая во внимание средства, которыми это достигалось. Мы бы, русские, на её месте постеснялись. Ну так у Европы же нашего смирения нет…
Кстати, именно в силу этого обстоятельства мы всегда проигрывали в информационных войнах. Тому же Западу.

22. Рассмотрение человека не только как совокупности экономических и общественных отношений.

В русском восприятии, человек — это нечто более высокое. Выражаясь христианским языком, это образ и подобие Божие.
Повторяю: не все из нас только и живут такими высокими принципами. Всегда бывает мало героев. Но мы знаем о них, ориентируемся на них, они разлиты в воздухе. Они часть нашей культуры, реализуются властями во внутренней и внешней политике, впитываются каждым с молоком матери…

23. Специфически-русское отношение к инородцам.

Напрямую следует из предыдущего. Да, на уровне сознания мы смотрим свысока на тех же таджиков или кавказцев — дикари, что с них взять? Но на глубине души относимся к ним как к своим. Девушки из предыдущего примера отвечали кавказцу вполне уважительно. Русскому будет стыдно не заплатить тому же гастарбайтеру за его труд. Точно так же стыдно, как не заплатить русскому.

В марте пришлось нанимать таджика копать яму на даче. При этом он много помогал мне с другими работами, по поводу которых мы формально не договаривались (монтаж труб). К моему изумлению, это оказался парень с отлично работающими мозгами, сметливый и находчивый. Ничуть не глупее русского. Знаете выражение «солдатская смекалка»? Это про него. Так вот, я не раз ловил себя на ощущении, что мы с ним единая сплочённая команда, делающая общее дело. Такие чувства бывают только взаимными. И я ловил себя на мысли, что совсем не чувствовал его как таджика, приезжего из страны с совершенно другой культурой. Он был для меня своим.
Инородец же, при всей его невероятной обязательности по отношению к землякам, с лёгкостью «кинет» русского с оплатой — если будет считать себя находящимся в более сильной позиции. Никаких моральных терзаний при этом испытывать не будет.
Главный русский критерий отношения к инородцам прост: уважаешь нашу культуру, наши традиции, наш язык, нашу власть, обычаи и законы, готов их придерживаться — значит, ты свой.

Один комментатор посетовал на то, что главным героем великолепного фильма «Неадекватные люди» оказался не чистокровный русский. На это тут же ответили: а какая разница, если он говорит без малейшего акцента и ведёт себя как русский человек?

Коротко, мы считаем, что тот же таджик — точно такой же образ Божий, как и мы сами. И признаём его равенство. Такого в мире нигде нет. Это типично русское отношение. Западные люди, при всём их напускном уважении к закону и лозунгах про равенство и братство, относятся к любым инородцам очень высокомерно — и в глубине души, и на поверхности. Для сравнения — можно ознакомиться, как «цивилизованные мореплаватели» в конце XIX века охотились на крокодилов на Цейлоне, в качестве живой приманки используя взятого напрокат негритёнка.

В 1853 г., известный английский учёный-геолог, сэр Родерик Импи Мурчинсон, исколесивший всю Россию, выступая на многолюдном митинге в лондонском Гайд-парке против вступления Великобритании в Крымскую войну, говорил:

«Даже если Россия расширяет свои владения за счёт сопредельных колоний, в отличие от остальных колониальных держав она отдаёт этим своим новоприобретениям больше, чем берёт от них. И не потому, что ею движет некая филантропия или что-то в этом роде. Изначальные устремления всех империй мало разнятся, но там, где появляется русский человек, всё чудесным образом получает совсем иное направление.

Выработанные у восточных славян ещё с дохристианских времён нравственные нормы не позволяют русскому человеку насиловать чужую совесть и посягать на имущество, ему по праву не принадлежащее. Чаще из коренящегося в нем неистребимого чувства сострадания он готов отдать с себя последнюю рубашку, чем у кого-то её отнять. Поэтому, каким бы ни было победоносным русское оружие, в чисто меркантильном плане Россия всегда остаётся в проигрыше.

Побеждённые же ею или взятые под защиту в конечном итоге обычно выигрывают, сохраняя в неприкосновенности свой образ жизни и духовные институты, вопреки их явной недостаточности для прогресса, в чём легко убеждаешься, познакомившись с ними более-менее основательно, приумножая своё материальное достояние и существенно продвигаясь по пути цивилизации.

Показательны примеры тому хотя бы Эстландия и Кавказ, в продолжение веков презираемые и насилуемые своими соседями, но занявшие почётное место среди народов и достигших несравнимого с прежним благосостояния под покровительством России, между тем как от приобретения Эстландии и Кавказа положение русского народа, то есть коренного населения метрополии, не улучшилось нисколько. Последнее нам кажется парадоксом, но такова реальность, первопричины которой кроются, несомненно, в особенностях русской морали".

24. Особый, синтетический менталитет, органически объединяющий как западную рациональность, так и восточную духовность.

Нахождение в метафизическом центре между Западом и Востоком ведёт к особому стереоскопическому, объёмному зрению русских на все проблемы. У нас особенный, и чаще всего — наиболее трезвый, разумный и глубокий взгляд. Наилучший пример — русская философия.

25. Самоирония.

Нет, самобичевание. Длительный и сложный процесс развития нашей культуры привёл к тому, что у русских выработалось своеобразное, двойственное отношение к самим себе. Прежде всего, мы обожаем себя поругать. И то у нас плохо, и это… А уж сравнить, как оно в «цивилизованных странах» (читай — правильных) — вообще святое дело. Однако в критических ситуациях всё это куда-то испаряется, мы умеем забыть о наших недостатках, вспомнить о достоинствах и объединиться.
Сюда же следует отнести и особенный русский юмор — тонкий, интонационный, богатый на оттенки. Совершенно уникальное явление, заложенное в самом нашем языке, в самой природе русского человека, некая смесь юмора и жизненной мудрости, причём очень часто на интонационном уровне. Подчас эту интонацию понимают только русские на спинномозговом уровне, что их и объединяет. У нас обострённое чувство смешного с точки зрения несоответствия того, что есть, тому, что должно быть (одно из определений юмора). Это от специфического чувства справедливости и внутреннего стремления к совершенству: всегда тонко подмечать некие отклонения и обыгрывать их в ироническом стиле. Причём, работает и самоирония, что не свойственно, скажем, другим народам. Европейская сатира по силе обличения далека от русской, как ирония Д. Свифта далека от едкой сатиры Салтыкова-Щедрина.

26. Советское наследие.

Вы можете как угодно к нему относиться. Но это у нас было, и это нас объединяет. У нас был этот весьма оригинальный этап нашей истории. Это тоже делает нас непохожими на других. Это в нас до сих пор живёт.

27. Православие.

Вы можете как угодно к нему относиться. Но это у нас есть, и это нас объединяет. Это всегда будет объединять нас, оставаться самой глубокой духовной скрепой. Скажу более: именно Православие в течении столетий сформировало наш менталитет, усилило лучшие стороны и ослабило худшие. Что касается попов на «мерседесах», о чём часто вспоминают, то это не есть Православие, не само оно, не его суть, но издержки. Всякое дело имеет свои издержки (негативную оборотную сторону), и чем оно крупнее, тем их больше. Самое главное обычно не лежит на поверхности, для его познания нужно приложить немало сил, а издержки сразу бросаются в глаза. Именно поэтому происходит путаница.

28. Примат мудрости над самостью в характере русских женщин.

Наши женщины — самые красивые в мире. Это общепризнанно. Конкурировать с ними (по моему скромному мнению) могут разве что креолки и украинки, но у тех ужасный характер. Характер нации более всего проявляется в характере женщины. И наоборот. Сравните характер русской и украинки — и всё поймёте.
Характер русской женщины, её жизненная мудрость является одной из важнейших наших национальных скреп. Вот что пишет Вальтер Шубарт в монографии «Европа и душа Востока»:
«Когда инстинктивно азиатская склонность к женской сущности встречается с осознанно христианским уважением к ней, можно ждать удивительных результатов. Итогом такого совпадения, которое не повторялось нигде и никогда на земле, стала русская женщина. Это одна из немногих счастливых случайностей на нашей планете. Многие из тех, кто был в России, выносят оттуда впечатление, что русская женщина обладает более высокой ценностью, чем русский мужчина… Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестёр. С англичанкой она разделяет чувство женской свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в „синий чулок“. С француженкой её роднит духовная живость, без потуг сострить; она обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к кастрюлям; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви. К этим качествам добавляются ещё грация и мягкость, свойственные только славянам… Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни. Ни одна другая не сочетает столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических делах, и ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истине… У нас есть серьёзные основания для надежды, что русский народ спасёт именно русская женщина».

29. Чувство своей исторической миссии.

Собрать вокруг себя те народы, которым всё перечисленное импонирует. Помочь им приобщится к русской культуре, и через неё выйти к приобщению к культуре мировой. Создать единую цивилизацию, крепкую семью из братских народов — один из трёх главных столпов Русской Идеи.

Эти специфические черты русского человека при умелом использовании могут поднять русскую нацию и русскую цивилизацию на значительную высоту, родить совершенно своеобразный, мощный тип цивилизации. Русский может добиться успеха в том случае, если следует своей истинной природе, данной ему Богом. И всегда будет проигрывать, если пытается не творчески усваивать и примерять к себе, но слепо копировать чужие нравы и ценности.

Вроде всё, но если есть мысли, добавляйте.

P. S. В настоящее время в процессе обдумывания ещё один пункт: «Убеждённость в том, что страдание обязательно вознаграждается. Если не на этом, так на том свете, но обязательно зачтётся».

Опубликовал    15 сен 2015
3 комментария

Похожие цитаты

Обама в шоке:
-- Я им бойкот Олимпиады, у них — победный триумф,
--- я им обрушаю рубль — они скупают свои акции и экономят на этом 20 млрд.,
--- я им военный переворот в Киеве — они в этой сутолоке воссоединяются с Крымом,
--- я им запретил въезд в США — они угорают и просят еще,
--- я им погрозил крейсерами в Черном море — они в полтора раза увеличили ЧФ за счет украинских кораблей,
--- я им обрушаю банк «Россия" — так они не только не забирают из него денег, но еще и новые счета пооткрывали,
--- я им информационную войну для деморализации общества — у них подъем патриотизма и рост популярности Путина!!!
Ну прямо хоть не шевелись…

Опубликовала  пиктограмма женщиныLybashka  27 мар 2014

Пентагон признал, что имитация атаки Су-24 на эсминец ВМС США произвела деморализующий эффект на экипаж

27 членов экипажа эсминца подали рапорт об отставке. Комментируя свои действия они сказали, что не намерены подвергать свои жизни опасности.

Пентагон в понедельник выступил с заявлением, в котором утверждает, что российский бомбардировщик Су-24 в субботу несколько раз пролетел вблизи эсминца ВМС США Donald Cook в Черном море и при этом несколько раз имитировал боевую атаку.

Как сообщил агентству Reuter представитель Пентагона полковник Стивен Уоррен, российский бомбардировщик двенадцать раз п…

Опубликовала  пиктограмма женщиныСкалли  15 апр 2014

Я русский! Я устал! Устал извиняться, устал нести ответственность, устал стыдиться, устал чувствовать позор! За что?.. За то, что из Азии пропал рабовладельческий строй? За то, что Латвия, Эстония, Литва катались как сыр в масле? За то, что, обороняя Порт-Артур, променяли 15 тысяч русских на 110 тысяч японцев? За то, что, обороняя Петропавловск-Камчатский в 1854 году, около 1000 ополченцев, потеряв 40 человек, отбили атаку трёхкратно превышающих сил, отправив в могилу или на койку 400 противнико…

Опубликовала  пиктограмма женщиныАнгария  01 авг 2014