НАЗАРЕНКО Татьяна Григорьевна. Русская художница
Живет и работает в Москве.
Живописец. В 1968 г. окончила Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Училась у Д. Д. Жилинского и А. М. Грицая. Работала в творческой мастерской АХ СССР у Г. М. Коржева (1968−1972).
Государственная премия РФ 1993 г. за серию живописных произведений «Татьянин день» (1992−1993).
Серебряная медаль АХ СССР 1988 г. за картины «Верочка в свадебном платье» (1987), «Большое окно» (1985).
Среди основных работ также: «Пугачев» (1980), триптих «Мастерская» (1983), «Домашний концерт» (1986), «Зрители» (1988), диптих «Счастливая старость» (1988), «Маленький оркестр» (1989), «Обломки» (1990), «Памятник истории» (триптих, 1992), «Время» (триптих, 1992), «Трапеза» (1992), «Безумный мир» 4 части (1992), «Заклинание» 8 частей (1995); С 1996 г. выполняет крашеные фанерные работы: «Переход» инсталляция из 120 работ (1996), «Мой Париж» 50 работ (1997).
Член-корреспондент PAX (1997).Действительный член РАХ. Заслуженный художник РФ (1994).Народный художник РФ (2014). Профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова (1999).
Назаренко: чувства, претворенные в сюжет Особый контраст широкого смыслового содержания, исповедальной интонации и гротескной пластики составляют нерв живописи Татьяны Григорьевны Назаренко. Ее искусство уже стало классикой и по своей значимости достойно называться академическим в новом понимании этого слова, не сводимого к единству стиля, но выраженного яркостью, своеобразием индивидуального почерка. В своих произведениях художница умеет объединить казалось бы несовместимое — классическое искусство, традиции советской реалистической школы и приемы различных авангардных направлений ХХ века: неопримитивизма, экспрессионизма, сюрреализма. Живопись Назаренко всегда отражала бурный характер творческого поиска, острых переживаний. Внутренний драматизм, пожалуй, единственный бессменный спутник произведений мастера. И в работах, ориентированных на гуманистические ценности, и в откровенно саркастических произведениях с гротесковой деформацией форм есть та форсированность интонаций, в которой очевидно еле сдерживаемое напряжение. Жанровый диапазон художницы весьма широк: натюрморты, пейзажи, портреты, бытовые сцены. Она с увлечением создает инсталляции, занимается фотографией, смело и открыто откликаясь на живые вибрации современного искусства, но при этом всегда умеет найти в разных жанрах и видах искусства выразительные средства, сохраняющие ее собственный язык. Безусловно, это свидетельство высокого профессионализма. Структуру каждой работы Назаренко составляет серьезная разработка сюжета, композиции, колорита. Эти «три кита» имеют одинаковую важность в любых творческих проявлениях художницы. И еще — во всех произведениях всегда узнаваема она сама, с широтой ее интересов, культурным кругозором, парадоксальной ассоциативностью мышления. Для художницы нет смысловой замкнутости того или иного сюжета. Для нее Время, История — категории, составляющие единое пространство, в котором главное — Человек. Глобальность влияния личности и таинство интимной жизни одинаково влекут ее: смех и слезы, любовь и ненависть, дружба и предательство, одухотворенность и страсть — стихии, составляющие творчество Татьяны Назаренко. Знамение обновленной Академии — это приход Назаренко в качестве преподавателя в Академический институт им. В. И. Сурикова. Такая неоднозначная личность, сложный художник, сильный человек, она сообщает самой профессии художника новый диапазон. Ее творческая судьба и даже она сама — красивая, стройная, элегантная, светящаяся — меняют представление общества и тем более молодых людей, студентов, о художнике, его образе жизни. Знаменательно, что студенты берут за образец не только ее творчество, но и в целом — интонацию личности.