Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Илья Репин - картина "Портрет П.М.Третьякова"

27 декабря родился русский предприниматель и общественный деятель, меценат, коллекционер П.М.Третьяков(1832-1898)

Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи, позировал для двух портретов. Первый написан Иваном Крамским в 1876 году, второй — Ильёй Репиным в 1883-м.

Третьяков не заказывал второго портрета, Репин делал его для себя, а Павел Михайлович зимой 18811882 года с удовольствием приезжал по воскресеньям в московскую мастерскую позировать и общаться с художником и его женой.

Вера Николаевна, супруга Третьякова, признала сходство в портрете, но высказала недовольство композицией — «противный взял поворот». Александра Боткина, дочь Третьяковых, отметила «ущемленность в позе и утомленность во всем облике».

Репин просил Третьякова приезжать в «черном дымчатом сюртуке» из плотной ткани, в котором коллекционер позировал для портрета и ранее.

Вскоре художник с семьей переехал в Петербург, что затруднило процесс работы. Серьезным препятствием к ее окончанию стало отсутствие времени у коллекционера. Возможно, Репин охладел к портрету, во всяком случае работа шла вяло и осталась незавершенной.

Весной 1884 года портрет экспонировался на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге. Третьяков просил Репина снять портрет с выставки: ему не хотелось, чтобы его знали в лицо, — вспоминала дочь коллекционера.
Но Репин возражал: «Ваш портрет меня удовлетворяет, и многие художники его хвалят». Однако на московской передвижной портрет не экспонировался.

Спустя 10 лет Репин неожиданно признался своему другу Поленову: «…неприятно шевелится совесть. Ты знаешь, что портрет Павла Михайловича у меня не особенно удачен». Он хотел повторить портрет «художественно, свободно», но такой случай представился только после смерти Третьякова.

Репин изобразил коллекционера на портрете сидящим, задумавшимся, он сложил на груди руки в положении закрытого от людей человека. Его взгляд спокоен и отстранен от житейской суеты.
В сложном рисунке руки и пальцев угадывается непростой характер.

Природные качества московского купца, владельца Костромской льнопрядильной мануфактуры и многих доходных домов в Москве — предприимчивость и хваткость — помогали ему приобретать знаковые произведения русского искусства. Современники не скрывали восхищения деятельностью Третьякова, порой приписывая ему хищническую ненасытность, «коршунские лапы и жадные объятия».

Работая над посмертным портретом коллекционера (1901), Репин переписал нейтральный фон на портрете 1883 года, окружив собирателя картинами и тем увековечив на фоне созданной им галереи.
В 1902 году он подарил этот портрет Московскому обществу любителей художеств, а в 1930-м портрет перешел в Третьяковскую галерею.

Опубликовала    вчера, 11:52
2 комментария

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024