Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Илларион Прянишников - картина "В 1812 году"

Илларион Прянишников начал работать над темой партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года в 1868 году.
Он тщательно вынашивал образы, неоднократно варьировал композицию.

В настоящее время известно семь авторских вариантов произведения.
На картине художник запечатлел отступление наполеоновской армии по разоренной старой Смоленской дороге.

По заснеженному полю с неубранными снопами тянется вереница французов, которых конвоирует отряд партизан. Неподготовленные к русским зимам, солдаты наполеоновской армии бредут в тонких парадных мундирах, кутаясь в женские платки, крестьянские обмотки и увязая в снегу.

От некогда великой многотысячной победоносной армии французов к концу кампании 1812 года осталась лишь десятая часть.
Недавние блистательные офицеры превратились в голодных, съежившихся от холода, вызывающих жалость людей. На фоне свинцового неба красные мундиры и эполеты пленных напоминают последние вспышки угасающего костра.

Уставшие, измученные, замерзающие французы противопоставлены исполненному сурового мужества старику с рогатиной на плече и крестьянке, вооруженной вилами и держащей отобранные у французов парчовую ризу и православную икону.

Прянишникову важно показать, что перелом в войне и ее победоносное завершение стали возможны благодаря сплоченности всего русского народа, сумевшего объединиться перед лицом опасности.
Идея этого произведения живо перекликается с толкованием событий 1812 года в романе Льва Толстого «Война и мир» (1868): «Дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой».

Стоит отметить, что Прянишников хорошо был знаком с писателем. Толстой часто заходил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, чтобы вести беседы об искусстве с преподавателями и профессорами.

Картина Прянишникова «В 1812 году» близка по композиции работе французского художника Ж.-Л.-Э. Мейссонье «Французская кампания 1812 года» (1864, Музей Орсе), но содержание их прямо противоположно. В работе Мейссонье Наполеон на белом коне во главе своих войск направляется в сторону Москвы.

Прянишников показывает отступление французов. Движение в картине Мейссонье развивается слева направо и воспринимается как победное энергичное шествие.
В картине Прянишникова движение показано, наоборот, справа налево, производя противоположный психологический эффект: разворачиваясь параллельно плоскости холста, оно воспринимается как движение вспять, олицетворяя изгнание наполеоновских войск русским народом.
«В 1812 году» — единственная картина Иллариона Прянишникова на историческую тему — получила хрестоматийную известность. Ее воспроизведения тысячами расходились в лубках, по мотивам работы ставились представления во время народных гуляний.
В произведении Константина Юона «Гулянье на Девичьем поле» (1947, Третьяковская галерея) запечатлен лубок с этой картины Прянишникова.
Полотно оказало значительное влияние на художников последующего поколения.

События Отечественной войны запечатлены в работах Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» (1880, Третьяковская галерея), Сергея Коровина «1812 год» (1880-е, картина не сохранилась), Василия Верещагина «Наполеон I на Бородинских высотах» (1897, Государственный исторический музей).

Опубликовала    18 ноя 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Василий Суриков - картина «Меншиков в Берёзове»

Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра Первого, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью.
В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере.

На картине изображен об…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  19 фев 2024

Александр Бубнов - картина «Утро на Куликовом поле»

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для страны. В начале боевых действий немцы стремительно наступали, советские солдаты утрачивали веру в победу.
А к 1945 году государство понесло огромные человеческие потери, в демографии зияла огромная кровоточащая рана.
Именно поэтому в тот период были так важны произведения, поднимающие боевой дух народа, утверждающие русскую силу и непобедимость.

Полотно Александра Бубнова стало именно таким жизнеутверждающим напоминанием. В качестве осн…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  23 фев 2024

Морозов Александр Иванович - картина "Выход из церкви в Пскове"

Жанровый живописец Александр Морозов — сын бывшего дворового, художника И.М. Морозова — обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя с 1852 года. Студент класса исторической живописи Алексея Маркова, в 1863 году он участвовал в так называемом Бунте четырнадцати, вместе с другими выпускниками протестуя против косности традиционной образовательной системы и устаревших порядков. Его участники организовали первое в России независимое творческое объединение — Санкт-Петербург…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  27 мая 2024