Одной из последних работ выдающегося портретиста Ивана Крамского стало полотно, изображающее самодержца Александра III.
Заказ на данную картину художник получил от члена Госсовета А. А. Половцова, который также являлся почётным членом художественной Академии. Портрет написан строго и точно. При подразумеваемой сюжетной несвободе, Крамской был волен в технических средствах воплощения. Фактурность, пластичность образа, лицо царя — вот где проявил живописец артистичность и технический талант.
Мундир украшен достаточно скудно, учитывая все награды царя — зритель может заметить лишь белый орден Святого Георгия II степени, да наградную саблю из золота.
Нельзя не отметить филигранность изображения обстановки, которая окружает Александра — фактурная золочёная мебель, придающая портрету парадность и торжественность.
Сам Александр III очень ценил искусство, в особенности живопись. Известно, что он коллекционировал полотна, в том числе и «передвижников».
Были в его собрании и полотна Крамского.
Позже Половцов преподнесёт ещё одну картину Крамского, портрет императора, но уже не самому царю-коллекционеру, а в дар его посмертному музею.