Большую часть полотна занимает могучая фигура монаха в чёрной рясе. Локоть его стоит на толстой библии, кисть правой руки обмотана чётками, на окне можно заметить ветки вербы, которые указывают нам на Вербное воскресенье, а за спиной стену украшает внушительный крест. Обычная обстановка в келье, где монах должен отдыхать.
Но разве спокоен герой полотна Савицкого?
Вся его стать говорит о каком-то нерешённом вопросе, а взгляд отображает целую гамму эмоций — усталость, угрюмость, задумчивость, разочарование…
О чём думает инок? Считается, что мысли его занимают тяжелые размышления о правильности выбранного им пути. Красивый, здоровый мужчина посвятил свою жизнь служению Богу, и теперь все его дни пройдут в стенах монастыря, но этого ли хочет его душа?
Известно, что в качестве натурщика Савицкий пригласил ученика художественного училища Пензы, которое художник возглавлял до самой смерти. Позже этот молодой мужчина станет эсером и в смутные времена первой русской революции возьмётся за оружие — выстрелит в жандарма, начальника пензенского управления жандармов.
С этой точки зрения сложно не согласиться, что Савицкий нашёл точный типаж человека, который не согласен с окружающими условиями, раздираем противоречиями и готов биться за благо. Идеальный натурщик для написания инока с мятежной, сомневающейся душой.
Картина написана преимущественно в тёмных тонах. Колорит полотна включает в себя чёрный, золотой, бежевый, коричневый. С особенной тщательностью художник выписывал элементы-подсказки: верба на окне (намёк на Вербное воскресенье), библия под локтем, чётки, стиснутая в кулак напряжённая рука, которая говорит о ярости сопротивления.
В 2012 году РПЦ дала указания Википедии (русской версии) исключить несколько работ Константина Савицкого, в том числе и «Инок» из галереи сайта, как антиклерикальные.