Екатерина Фёдоровна Юнге, урожденная Толстая, — младшая дочь живописца и скульптора, вице-президента Императорской Академии художеств Фёдора Толстого, троюродная сестра писателя Льва Толстого.
В собрании Третьяковской галереи находится портрет Екатерины в детском возрасте (Пётр Шамшин. «Портрет Екатерины Фёдоровны Толстой», 1845).
Екатерина Толстая больше известна под фамилией своего супруга, врача-офтальмолога академика Эдуарда Юнге, основателя крымского Коктебеля — дачного поселка на территории своего имения рядом с одноименной деревней.
В 1870-е годы Юнге брала уроки живописи у мастеров пейзажного жанра Арсения Мещерского и Михаила Клодта, писала с натуры этюды в окрестностях Выборга под Санкт-Петербургом.
В 1878 году за исполненную на их основе картину «Жатва» Юнге была награждена малой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.
Художница совершенствовала свое искусство в Дюссельдорфе, где занималась под руководством видных представителей дюссельдорфской школы пейзажиста Освальда Ахенбаха и жанриста Беньямина Вотье.
Юнге активно участвовала в распространении в России женского образования, вела разнообразную общественную деятельность, создавала литературные произведения. В 1885 году она удостоилась звания почетного вольного общника Академии художеств за картину «Заброшенный парк», с 1887 года преподавала в Строгановском училище.
Художница работала в технике масла, акварели и энкаустики, писала и рисовала ландшафты, натюрморты, интерьеры.
Картина «Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве» — один из немногих сохранившихся образцов ее пейзажного творчества.
Картина «Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве» — один из немногих сохранившихся образцов её пейзажного творчества. Написала она её в 1892 году.
Перед зрителем предстаёт безмятежный солнечный осенний день. Парк, освещённый мягкими солнечными лучами, навевает лирическое настроение.
Парковый мотив рождает элегическое настроение, присущее светлому и тихому осеннему дню.
В конце XIX — начале XX века подобный природный образ нередко был связан с изображениями старинных парков в барских и дворцовых усадьбах — своего рода символах уходящей эпохи.
Эффект воздушности и светоносности пейзажа возникает благодаря почти акварельной чистоте и одновременно яркости и насыщенности красок. Соединение гладкой и рельефной пастозной манеры письма, разнообразие движений кисти придают живописной фактуре декоративную изысканность, предвосхищающую стилистику искусства модерна.
Пейзаж восхищает сочными и яркими красками. Зрителя так и тянет туда, хочется оказаться на берегу озера, прогуляться вдоль него, полюбоваться золотой листвой…
Судя по всему, похожие чувства охватили и Павла Третьякова, когда тот увидел пейзаж. Коллекционер приобрёл картину у автора и теперь она находится в Государственной Третьяковской галерее.
Одноименный этюд к картине находится в Музее-заповеднике В.Д. Поленова.