Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Иван Шишкин - картина "Рожь", 1878 год

Тема стихийной мощи русской природы в картинах Шишкина раскрывалась в суровом величии ее лесов с колоннадами могучих стволов.
Его пейзажи дают зрительные аналогии словам-метафорам, существующим в русском языке для описания национального пейзажа — «раздолье», «просторы», «чащобы».
В некоторых пейзажах Шишкина звучат «великодержавные» ноты.

Главная тема творчества Шишкина — лес, причем лес, как правило, хвойных, вечнозеленых пород. Любимое время года — лето, любимое время дня — полдень.

В отличие от Саврасова и Васильева Шишкин был равнодушен к изменчивым, переходным состояниям природы. И в этом тяготении к устойчивым, неизменным, зрелым формам проявляется своеобразный «классицизм» Шишкина.

Шишкин не лиричен, он эпичен, монументален, репрезентативен, его мир основан на фундаментальных ценностях — земля, страна, народ, благодать жизни и неба.
Монументальная картина требует четкой архитектоники композиции.

Так, в знаменитом пейзаже «Рожь» торжественная колоннада сосен уравновешена горизонталью простертого под бледно-голубым небом поля спелой ржи. Сосны четкими силуэтами выделяются на фоне неба.

Три основных цвета — желтый, голубой, зеленый — соответствуют трем основным первоэлементам картины — хлеб, небо, деревья.

Мир природы связан с жизнью и деятельностью человека. Поспевший урожай — итог его труда и награда за труд и терпение, символ благополучия, божий дар и божья милость.
Деревья, обладающие своим индивидуальным характером, статью в пейзажах Шишкина — одушевлены, неслучайно в литературе о Шишкине прижилось их сравнение с васнецовскими богатырями.

Опубликовала    09 авг 2024
2 комментария

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024