Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

У каждой книги своя предыстория. Как правило, — жизнь и судьба одного человека. Иногда — одного поколения. Но это случается редко. Книга, которую Вы, читатель, держите в руках, — результат многолетней деятельности представителей целого ряда поколений, причастных к развитию русского свободного стиха. И обреченных, в своем подавляющем большинстве, на пребывание в ряду непризнанных, а точнее непубликуемых, литераторов. Да, у нас были отдельные прорывы (их число можно легко сосчитать на пальцах), когда выходили сепаратные сборники поэтов-верлибристов, зачастую все же разбавленные рифмованными стихами. Однако их выход означал не столько признание верлибра, как такового, сколько вынужденную уступку авторам, работающим в принципиально иной манере. Наиболее серьезной заявкой жанра представляется издание «Белого квадрата» — первого в Советском Союзе сборника, объединившего тех, кто пишет свободным стихом. И все же, творчество четырех поэтов — участников этого сборника — не может претендовать н панораму всего верлибрического движения, в отличие от настоящего издания, имеющего фундаментальный, по существу, хрестоматийный характер. И во многом определяющего магистральный путь развития нашей поэзии. Никакое другое продвижение вперед если не считать таковым тяжкие метаискания некоторых наших молодых стихотворцев, причисляющих себя к авангардистам, а в действительности не очень удачно повторяющих известные опыты двадцатых годов (кстати, безоговорочно зашедшие в тупик), мне не видится.
«Всему свое время» — сказано в одном мудром политическом издании. Применительно к сегодняшнему состоянию нашей поэзии эта древнейшая истина означает следующее: не стоит столь упорно отстаивать границы конвенциальной поэзии, против которых восстало время. Пора, наконец, признать, что-то катастрофическое (если называть вещи своими именами) падение интереса к строфической поэзии связано, прежде всего, с неспособностью ее представителей удерживать внимание читателя (не слушателя) в зоне влияния рифмы. Причем, дело отнюдь ее в их творческой несостоятельности. Напротив, и сейчас у нас немало талантливых стихотворцев, работающих в традиционном русле. И не в том причина, что на одного настоящего поэта приходятся десятки графоманов, версификаторов, а то и просто безграмотных людей. Я думаю, что во времена Пушкина коэффициент относительности был не выше. Более того, внимательно исследуя современную литературу и сравнивая ее с результатами предшествующих поколений, прихожу к выводу, что сегодня ярких, самобытных поэтов у нас даже больше, чем раньше. И многие из них, если бы начинали свой путь в конце пятидесятых годов, сыграли бы роль «шестидесятников» с н6е меньшим успехом. Так что причины спада в другом. Назову, на мой взгляд, — основные.
Во-первых, бесконечна усталость слуха от одних и тех же стереотипных ритмов (хорей, ямб, дактиль, анапест…).
Во-вторых, подсознательное сопротивление многократно повторяющимся рифмам, число которых в каждом языке имеет точную верхнюю грань.
Чтобы компенсировать хотя бы эти факторы, требуется все большая и большая степень одаренности. Что же касается известных басен о грядущем пришествии Пушкина, то лично мне эти сказки удивительным образом напоминают громогласные обещания застойных лет (клич о скором решении продовольственной программы) с единственной целью выиграть время и сохранить возможность дальнейшего утопания в сладкой нирване младенческой отрешенности.
Другой причиной кризиса мне представляется все нарастающая потребность читательской аудитории в более глубоком, философском осмыслении действительности.
Конечно, есть и другие факторы, но это тема для отдельного и очень долгого разговора.
Теперь немного о самом понятии и истории верлибра — синонима современного свободного стиха. Я настаиваю на слове «современного», поскольку считаю некорректным употребление термина «верлибр» для обозначения ранних опытов в русской поэзии, например, для свободных стихов Сумарокова или Сковороды, не говоря уже о более древних текстах. В то же время, для современных свободных стихов термин «верлибр» мне представляется вполне пригодным. И потому в рамках этой книги объединившей работы исключительно последних трех десятилетий, считаю возможным равнозначно использовать оба термина.
Формально верлибр — это стих, свободный от рифм и канонических ритмов. Лично я за широкое его толкование и не считаю наличие в тексте отдельных созвучий или совпадающих размеров поводом для отнесения его к жанру конвенциальной поэзии. Верлибр в моем понимании — это самоорганизующийся стих, лишенный каких бы то ни было вспомогательных элементов. То есть, не скованный необходимостью выдерживать определенный размер и блюсти созвучия в ущерб качеству. Но это не означает, что у него нет формы (напротив, он в большей степени, нежели строфический стих, начинается с формы) и как следствие, — внутренних законов построения, своих интонаций, провоцирующих последующее течение ритма. Поэтому говорить о свободном стихе, как о стихе, свободном от всего формального, было бы неправомерно. О такой свободе можно лишь мечтать, но ее невозможно достичь, поскольку невыполнима сама идея освобожденного сознания. Однако издержки верлибрических форм по сравнению с издержками традиционных несказанно малы и вполне терпимы. В то же время верлибр, лишенный обычных одежд и масок, требует от его исполнителя оригинальности и глубины мышления, почти абсолютной точности слова и тончайшего чувства ритма, буквально на каждом отрезке текста. Иначе, свободный стих неизбежно вырождается в прозу, причем чаще всего — плохую.
Что же касается традиции свободного стиха, то она воистину необозрима — от ранних церковнославянских текстов до классического русского свободного стиха, представленного работами Фета, Блока, Сологуба, Гуро, Есенина, Цветаевой, Волошина, Мандельштама, Крученых, Маяковского, Хлебникова, Рериха, Лаврова и многих других. От многих других и до самого последнего времени… ну хотя бы «Времени Икс». Вообще, не только в русской, но и прочих известных мне культурах эта традиция имеет глубочайшие корни. К примеру, средневековая армянская лирика и, в частности, творения великого Нарекаци исполнены свободным стихом.
И я убежден, что при более естественном развитии советской литературы, раздавленной сначала диктатом Сталина, а позднее и до недавнего времени охваченной жесткой идеологизацией, верлибр уже в 30-х годах установился бы как полноправный жанр, и в дальнейшем мы избежали бы того нездорового бума конца пятидесятых — начала шестидесятых годов (последствия которого расхлебываем до сих пор), когда поэзия — интимнейшее дело — была вынесена на потребу многотысячным толпам людей, для которых после десятилетий жизни шепотом любое раскрепощение текста, тем паче таким занимательным способом, было как бальзам на душу. Вот откуда та легкость, с которой «эстрадники» почти мгновенно заполнили экологическую нишу, сотворенную для них исключительно предшествующим временем и с поразительной точностью подходящую под их габариты.
Впрочем, оставим в покое «вчерашний день» и вернемся ко «Времени Икс» — книге, вобравшей в себя избранные труды восемнадцати верлибристов и графические работы удивительного и необычайно одаренного художника Юрия Селиверстова, впервые выступающего в статусе поэта, чему есть две причины. Во-первых, графика Селиверстова, работающего в жанре трагического сюрреализма, не только не противоречит общей направленности книги, а наоборот, обогащает ее с весьма неожиданной стороны. Далее, мне было чрезвычайно важно — как можно дальше увести читателя от примитивного толкования поэзии, представляющего ее в виде некой словесной конструкции, непременно скрепленной рифмами. «Время Икс» наглядно демонстрирует существование совершенно иных возможностей. Работы же Селиверстова, представленные в качестве графических стихов, еще более способствуют этому. И я благодарен мастеру, который, несмотря на отсутствие прецедента, согласился на подлобное нововведение.
Несколько слов о других участниках сборника, география которого весьма обширна (Москва, Ленинград, Киев, Томск, Донецк, Душанбе, Ростов, Пятигорск…). Велика и возрастная амплитуда: от самого молодого — двадцатисемилетнего — Александра Бригинца до старейшего мастера русского верлибра — Владимира Бурича, которого я считаю крупнейшим поэтом современности. И все же, самая существенная особенность сборника — необычно высокий удельный вес стихотворений, ранее не публиковавшихся, что в первую очередь, связано с участием в нем таких замечательных поэтов, как Иван Шапко, Виктор Полещук, Георгий Власенко, Евгений Брайчук, Сергей Шаталов, Герман Лукьянов, Александр Бригинец, Виктор Райкин, Александр Макаров, ныне покойные Михаил Орлов и Руслан Галимов — впервые оказавшихся на орбите большой поэзии. Для многих из них — это вообще первая публикация за долгие годы высокопрофессионального творчества.
С удовлетворением отмечаю присутствие в книге лучших работ Валерия Липневича, Арво Метса, рано ушедшего Геннадия Алексеева (основоположника ленинградской школы верлибра), а также новых стихов Вячеслава Куприянова — автора четырех поэтических сборников.
Обращаю внимание читателей на работы московского поэта Аркадия Тюрина, чьи оригинальные миниатюры великолепно перевешивают иные романы иных романистов. Не менее самобытны и его полнометражные тексты.
Такова в общих чертах структура «Времени Икс» — книги, необычной во многих отношениях и безусловно не самой скучной. Впрочем, об этом судить читателю.
И последнее — я счастлив тем, что верлибр, с разработкой и становлением которого связана вся моя сознательная жизнь, оказывается причастным ко всемирному движению сострадания к моей столь же древней, сколь и несчастливой Родине.

Карен Джангиров

Опубликовал(а)    08 авг 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

Не хочу быть дворцом
для вечно здравствующих.
Хочу быть хижиной
для случайно выживших.

Опубликовала  пиктограмма женщиныАменция  13 апр 2014

Однажды,
на закате жизни
ты найдешь себя там,
откуда когда-то начал,
и осознаешь, что все это время
не ты неустанно скитался по миру, а мир
жил сквозь тебя, как трава прорастает
чрез камень

Опубликовал(а)  Светлана Леонова 3  08 июн 2024

Ежесекундно
соприкасаюсь с миром:
трогаю ветер,
читаю травы,
слушаю горы,
беседую с птицами… -

вспоминаю себя по крупицам

Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  14 сен 2014

На рассвете
деревья пахнут луной,
мужчины — далекими странами,
а женщины — колыбелью

Опубликовал(а)  Светлана Леонова 3  14 мая 2024