Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Перов - картина "Птицелов"

«Птицелов» — знаковое произведение в художественном наследии Василия Перова.

С этой картины начинается новый период его творческой деятельности, связанный с созданием жанровых работ на «охотничьи» сюжеты — «Охотники на привале», «Рыболов», — и первым участием в качестве экспонента на передвижных выставках.

На картине изображены старик и мальчик, занятые в лесу ловлей пернатых. На Руси птиц часто ловили поздней осенью, чтобы зимой они услаждали слух своим пением, а на Благовещение обратно выпускали на свободу.

Пожилой птицелов, вероятно, отставной солдат, лежит на земле с манком во рту — так называли особый свисток, издающий «птичьи» звуки и заманивающий птиц.

Старик держит в руках веревку от силка, за которую в нужный момент требуется дернуть, чтобы птичка запуталась в сетях.
Опрятно одетый мальчик — сын богатого помещика, помогающий старику, — внимательно наблюдает за происходящим. На картине также видны мотки бечевки и клетки, в которых помещают пойманных птиц.

Лица у персонажей настолько живые, а их мимика так искренна, что зритель невольно становится участником действия.
Мастерски исполненный осенний пейзаж тонко соответствует загадочному настроению произведения. Сквозь темный, мрачный лес и многолетние стволы деревьев пробивается солнце, озаряя золотистыми лучами маленькую полянку и двух птицеловов. Сильный ветер, налетая порывами, срывает листья растений. Современники вспоминали, что фон этой картины помогал создавать известный пейзажист Алексей Саврасов.

К «Птицелову» Перова легко можно подобрать аналогии в русской литературе. «Ведь это — точь-в-точь будто отрывок из лучшего и талантливейшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева», — писал об этом произведении художественный критик Владимир Стасов.

Вариант этой темы можно найти и в рассказе самого Перова «Милентьич-птицелов», написанном в 1880—1882 годы.

Работа «Птицелов» была показана на Академической выставке в 1870 году и на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 году.
За нее художник получил первую премию от Общества поощрения художеств. Современники высоко оценили произведение.
Владимир Стасов писал с упреком в адрес Академии художеств: Перов, «…который пользуется и в Европе порядочной репутацией как один из лучших представителей новой русской школы … все еще числится у нас только в академиках. Пора ему быть и профессором».

Показательно, что в этом же году за «Птицелова» Перов был удостоен звания профессора.

Опубликовала    07 авг 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024