Покорение Сибири — одна из славных и великих страниц истории Отечества. Ключевую роль в этом сыграл талантливый полководец, отважный и мужественный человек Ермак Тимофеевич. Художник для своей монументальной работы выбрал батальный жанр, чтобы полнее и ярче рассказать о личности покорителя, а также о величии подвига русских казаков.
Перед зрителем предстает битва казачьего войска с бесчисленной ратью сибирского хана Кучума.
По всем канонам избранного жанра, исход битвы зрителю очевиден, несмотря на то, что бой только начинается.
Казаки, под христианскими знаменами с ликом Нерукотворного Спаса, возглавляемые Ермаком, помещенные автором на первый план, выглядят мощнее сибирского воинства.
Противная сторона представляет собой людскую массу, из которой можно выделить лишь несколько лиц. Уверенность и отвага со стороны казаков, растерянность и страх со стороны сибиряков.
Спокойным, уверенным изображен Ермак. Классический полководческий жест — протянутая рука, направляющая войско, — канонический прием классической живописи.
Художник в этой работе обошелся без ярких красок. Основные цвета работы — серый и коричневый. Лишь в самом центре, один казак одет в ярко-красный кафтан, привлекающий внимание зрителя. Красная одежда в бою нужна для того, чтобы не видеть кровь на своем теле, не терять присутствия духа.
С другой стороны, это признак того, что воин готов драться до последней капли крови. Об этом же свидетельствует и топор за поясом казака на первом плане. Закончится порох — в ход пойдет сабля, сломается сабля — пригодится топор, привычное оружие мужика.
Пороховой дым наполняет воздух, зритель словно слышит звуки выстрелов, свист сибирских стрел. На втором плане битва переросла в рукопашный бой. В центре казачьего войска кто-то поднял над головой икону, призывая Спасителя в помощники.
Вдали виднеется крепость хана Кучума. Еще одна атака и крепость падет.
Предвкушение победы явно чувствуется во всей атмосфере полотна великого мастера.