Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Иван Шишкин - картина "Утро в сосновом лесу"

Одна из самых любимых зрителями картин Ивана Шишкина — «Утро в сосновом лесу».
Мастерство пейзажиста, певца русского леса, как часто называли его современники, проявилось в этом произведении в полную мощь.
Художник словно приглашает вместе с ним войти в нетронутую человеком лесную чащу.

Сосновые дебри живут по своим законам. Огромные деревья растут и умирают, подчиняясь только природным циклам.
Когда-то буря с корнем вырвала из земли могучую сосну.
На ее сломанном стволе спокойно чувствует себя семья медведей. Никто не тревожит их незатейливую звериную игру.
Эта группа на переднем плане прежде всего и привлекает к себе внимание.

Любому, кто останавливается у картины, интересно рассматривать хозяев леса, и кажется, что именно они составляют главное содержание полотна.
Внизу, в левой части холста, стоит подпись —
И. Шишкинъ 1889, а ниже под ней просматривается другая — К. Савицкiй, но она перекрыта мазком и не сразу видна.

Какую-то тайну содержат в себе две подписи художников-друзей. В письме к родным в марте 1889 года Савицкий сообщал, что в представленной на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» и он, Савицкий, «не совсем отсутствовал», так как писал в ней семейство медведей, а Шишкин — лесной пейзаж.

Третьяков купил картину с выставки, заплатив за нее крупную для пейзажного произведения сумму — 4 тысячи рублей, четвертую часть от которой получил Савицкий.

Художник шутливо говорил, что они с Шишкиным «убили медведей и шкуру поделили! И я участник в 4-ю долю».

Во всех каталогах выставок и у Павла Третьякова картина всегда значилась с авторством только Шишкина, поэтому, возможно, сам Савицкий мазком кисти закрыл свою подпись.

Хотя звери и занимают центральное положение на холсте, истинный герой произведения — пейзаж, девственный лес.
Вершины сосен окрашены первыми солнечными лучами, но в глубокой низине еще лежит холодный сиреневый туман, в котором мягко рисуются теснящиеся стволы деревьев.

Растиражированная популярность картины снизила у широкого зрителя серьезность ее восприятия.
За поверхностно воспринимаемой занимательностью сюжета ее критики не видели искреннего, без малейшего намека на сентиментальность интереса художника к могучей силе природы, которым он увлекает и зрителя.
В основе живописного метода Шишкина лежит рисунок — внимательный, любовный, точный.

Его языком он передает свое восхищение мощью ветвистых сосен, красотой узора переплетенных сухих ветвей на фоне утреннего тумана. Особая притягательность полотен Шишкина — в многообразии фактурных приемов. Кистями разной величины и их различной нагруженностью красочным тестом художник воспроизводит белые головки цветов, ломкие травы, покрывающие землю мхи.

Сочетание строго выверенной композиции с безупречным колористическим решением и убедительной выразительностью живописи делает картину одним из наиболее удачных произведений Шишкина.

Опубликовала    26 июн 2024
1 комментарий
  • Аватар Влад56
    5 месяцев назад
    Картина из моего детства. Эти "Медведи на лесоразработках" тогда висели во всех школах, детских садах, учреждениях... Мишки ностальгию навевают...🙄

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024