Темы болезни, умирания, увядания были распространены в искусстве второй половины ХIХ столетия.
Русский художник барон Михаил Петрович Клодта (Клодт фон Юргенсбург) — живописец, акварелист, рисовальщик, писал жанровые и исторические сцены. Сын скульптора П.К.Клодта.
В 1861 году за картину «Последняя весна» Михаил Клодт получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство.
В 1861 году за картину «Последняя весна» Михаил Клодт получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство.
Считают, что картина написана в элегическом ключе. На ней изображена тяжело и неизлечимо больная умирающая, по-видимому, от чахотки, нередко поражавшей молодых людей даже не бедного сословия, что видно по богато обставленной комнате.
Девушка полулежит в кресле с подложенной под спину и голову подушкой. Тело больной кажется настолько вялым и обмякшим, что повторяет форму ложа, как бы стелется по постели, будучи ватным и податливым. Больная не имеет сил двигаться, даже повернуться, изменить положение. Руки безвольно опущены вдоль её истощённого тела. Лицо бледное с желтушным оттенком. Взгляд грустный, обречённый.
Сестра больной печально смотрит в окно, думая о страдающей недугом, а мать беспомощно переживает трагедию любимой дочери, сидя в ногах больной…
Картина навевает грусть и обречённость.
В картине Клодта «Последняя весна» горечь переживания последних дней девушки противопоставлена слепящему весеннему свету за окном темной комнаты, неизбежность смерти, конечность человеческой жизни, порой такой короткой, — вечному обновлению природы.