Автор картины Аполлинарий Васнецов очень любил Москву. Он много работал и писал в основном картины на историческую тему.
Его картины, даже исторического жанра отличались лиричностью, удивительно живой атмосферой.
Данная картина показывает Москву именно такой, какой представляли её раньше: белокаменные стены, старинные храмы, множество людей у стен города, судоходную Неглинку. Эта небольшая картина очень жизненна, потому она вызывает такой интерес.
Время написания картины датируется 1922 годом.
Аполлинарий работал с 1918 года «Главой комиссии по изучению старой Москвы».
Художник несколько лет изучал документы, которые сохранились в архивах, отыскивал исторические памятники для археологического общества «Старая Москва».
Идея написания исторической Москвы возникала у художника часто.
Задумав написать картину, которая изображала бы город именно в те времена, Васнецов долго занимался изучением документов, часами работал в архивах.
По документам он и составил представление о том, как выглядела Москва в годы правления Дмитрия Донского. Это и помогло ему при создании полотна. Он воспроизвел ту Москву, которая еще вмещалась на территории Кремля.
Вероятный вид на Кремль изображен «со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 г.»
Башни, может быть, выглядели иначе. Рядом с Кремлевскими стенами видна Неглинка.
Это сейчас она упрятана в «трубы под Александровским садом». Чуть ниже того места, которое изображено на картине, Неглинка неподалеку соединяется с другой рекой: Москвой. Реки во времена Дмитрия были судоходными, и много людей приезжало тогда в Московский Кремль.
Кремль-град был первых из четырех городов, которые образовали древнюю Москву.
На картине изображены белокаменные стены, окружающие этот «град». В них устроены ворота, закрывавшиеся железными створами. Башни, построенные для сооружения проездных ворот и их защиты (Стрельницы) хорошо видны на картине.
Одна из них Боровицкая, как раз почти в центре картины. За стеной изображены дома и храмы с золотыми куполами. На картине видна также достраивающаяся стена. Об этом свидетельствуют строительные леса.
Для работы Васнецова использовал разные приемы.
Художественные формы, которыми созданы его работы разделяются на две категории:
большие полотна, которые написаны маслом, живописные;
графические картины, которые написаны углём, слегка оттенены цветной акварелью на бумаге или картоне.
Исторические картины художник тоже создавал в разных формах: живописные, акварельные, графические (уголь с акварелью, гуашь, карандаши с пастелью).
Данная картина именно так и написана, в смешанной технике.
Но жанр, к которому причислен «Московский Кремль…», называется историческим пейзажем. Этот пейзаж написан на картоне углем и акварелью.
Ценность его произведения заключается не в достоверности с точки зрения истории или наглядности. Картина красива и поэтична. Художник как бы дает возможность полюбоваться красотой древней Москвы, увидеть людей, живших тогда в ней. Сам художник считал свои работы важными.
«Я не только пишу мою Москву, я её такой наглядно как бы осязаю».
— Так говорил о своих картинах сам Васнецов.
«История города есть в то же время и история края, целой эпохи.
В постепенном его изменении складывается и общий ход событий данного времени. Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории».
А. Васнецов.