Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств.
Один из основателей передвижничества, Илларион Михайлович Прянишников любил работать с масштабными сюжетами, изображая многочисленную и многоликую толпу, и «Крестный ход», последняя картина художника, яркое тому подтверждение.
Ввиду сложности и объемности полотна как ни старался автор, так и не успел его закончить — умер в возрасте 53 лет.
Работу эту относят к разряду религиозных, на картине изображен масштабный крестный ход — церковное шествие с иконами, крестами и хоругвями, отличающееся
Сюжет произведения навеян картиной И.Е.Репина «Крестный ход в Курской губернии».
Работа была начата в 1893 году.
Художник изобразил места своего детства — храм Покрова-на-Лузе Кировской области, в бывшем селе Покровский погост, недалеко от города Лальска.
Илларион Прянишников часто бывал в Лальске, в гостях у своего старшего брата Сергея. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам городок Лальск, бумажную фабрику, директором которой был его брат; на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова-на-Лузе.
Среди общепризнанных достоинств
И. М. Прянишникова — удивительное умение изображать различные архетипы людей, гармонично объединяя их в рамках одного сюжета.
Вот и в представленной картине пестрая толпа деревенских жителей мгновенно перестает быть таковой, начни мы рассматривать каждую фигуру в отдельности. Какие разные перед нами предстают люди — хорошо одетые пары, молодые девушки с кокетливыми зонтиками перемешиваются с простыми бабушками в косынках и бедно одетыми путниками.
Кроме воспевания торжественности самого религиозного обряда, который может объединить совершенно разных людей, Прянишников не упустил возможности еще раз признаться в восхищении одному из своих излюбленных мест — окрестностям северного городка Лальска. Именно церковь Покрова на Лузе близ Лальска возвышается над низкими хатами вверху картины.
По сравнению с более известной репенской работой, «Крестный ход» Прянишникова лишен острого социального конфликта, картина более спокойна и созерцательна. Рассматривая картину, можно уловить динамичное движение — кажется, вот-вот вся это многочисленная шумная масса людей прошествует мимо зрителя, устремляясь за большим парадным крестом и иконами.