Особый интерес вызывала у К.В. Лебедева Русь XVI—XVII вв.еков. Художник обращался как к эпическим моментам в биографии исторических персонажей того времени, так и к бытовым сценам из жизни простых людей.
Эта картина, как и многие другие произведения исторического жанра, помогает приоткрыть интересные страницы прошлого.
Русский художник-передвижник отразил сюжет на тему соколиной охоты, которая с древних времен на Руси была излюбленным занятием. Периодом ее расцвета стало правление царя Алексея Михайловича Романова (отца Петра I), страстного поклонника соколиной охоты. Летописцы того времени писали: «то была истинная страсть, отмеченная печатью постоянства и даже вдохновения, в охоте царь находил радость и сердечную отраду».
Отличавшаяся разнообразием церемониала царская охота подчинялась своим правилам и традициям. По приказу государя в столицу ежегодно привозили более двухсот ловчих птиц — соколов, кречетов, балобанов, сапсанов, копчиков, ястребов. Особенно ценными были белые кречеты — за их необычную окраску. Места отлова этих птиц находились под охраной, добывать их могли только профессиональные ловцы — «помытчики», имевшие специальное разрешение от государя.
Соколиную охоту царя Алексея Михайловича обслуживали 100 сокольников, которые круглый год, днем и ночью, находились при ловчих птицах в дворцовых селах Коломенском, Сокольниках и Покровском.
Обряд пожалования из рядовых сокольников в начальные, происходивший в присутствии Царя Алексея Михайловича, Клавдий Лебедев запечатлел в 1896 году для уникального книжного издания «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси».
К тому времени художник был признанным мастером жанровых картин и исторических композиций.
Его привлекали яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов, архитектура старинных русских городов, эпические характеры людей далекого прошлого.
Композиция картины легко прочитывается. Зритель улавливает нить рассказа художника, в этом помогают фигуры, жесты, предметы, выражения лиц, — комментирует искусствовед Анастасия Папроцкая.
Автора увлекают красочность древнерусских костюмов и особенности обстановки, характерность персонажей. Он тщательно и досконально воспроизводит цветистость тканей, изразцов в интерьере, с помощью ярких оттенков передает торжественность момента, бытовой колорит. Все это легко прочитывается в работе и помогает нам изучать историю.
Изображения соколиной охоты и царских сокольничих, созданные для книги, прославили Клавдия Васильевича Лебедева. С тех пор воспроизведение лебедевской версии стало почти хрестоматийным.
Второй том издания открывался его фронтисписом «Выезд Царя Алексея Михайловича из Спасских ворот г. Москвы», в книге также помещены и другие произведения художника на тему царской охоты.
«Пожалование из рядовых в сокольничьи» можно увидеть в зале русской живописи и декоративно-прикладного искусства конца XVIII — начала XX века, где представлены еще две работы Клавдия Лебедева 1890-х годов — «Тяжелая дума» и «Иван Грозный».