Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Илья Репин - картина "Портрет химика Д.И.Менделеева в мантии профессора Эдинбургского Университета"

8 февраля 190 лет со дня рождения русского учёного Д.И. Менделеева (1834-1907)

На вторую половину 1880-х — 1890-е приходится расцвет репинской акварели.
Но репинские акварельные портреты по манере исполнения гораздо в большем сродстве с его живописью того же времени, чем выражают специфику собственно акварели. И образы из-под его кисти выходят такие же мощные, как и в живописи: например, оглушительно-звучный по колориту портрет Д.И. Менделеева.

На портрете Репин запечатлел Дмитрия Ивановича в мантии доктора Эдинбургского университета.
Эта почетная степень была присуждена ученому в 1884 году, когда он участвовал в торжествах по случаю 300-летия университета.

Акварельный рисунок — своеобразный парадный портрет, но выводящий на передний план не человека в человеке, а главную его функцию, которую он сделал целью своей жизни.

Несмотря на яркие цвета мантии, центральное место занимает сама фигура Менделеева, живое выражение лица, задумчивый взгляд в сторону, слегка склоненная голова.

С Ильей Репиным ученого связывала многолетняя дружба: Менделеев следил за его творчеством и обучением в Академии художеств, а художник принимал его у себя в «Пенатах».
«Художники Крамской, Шишкин, Репин, Ярошенко, Куинджи и другие сидели до глубокой ночи. У Дмитрия Ивановича стены гостиной были украшены их произведениями», — вспоминала старшая дочь выдающегося химика Ольга Менделеева. Ученый всегда интересовался искусством и с эстетической, и с практической точки зрения.

Менделеев коллекционировал фотографии и пейзажи тех мест, которые посетил в своих научных поездках, неплохо рисовал, консультировал художников по поводу составов и свойств красок и даже читал им лекции по химии.

С 1878 года в его квартире стали проходить так называемые «менделеевские среды», в которых участвовали Иван Крамской, Иван Шишкин, Григорий Мясоедов и другие живописцы.

*
Картина поступила в Третьяковскую галерею по завещанию Н.А. Тригоровой-Менделеевой (собрание Д.И. Менделеева)

Опубликовала    08 фев 2024
1 комментарий

Похожие цитаты

Михаил Врубель - Царевна-Лебедь

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.

Из всех персонажей именно Царевна-Лебедь больше всего интересовала мастера.
Два природных начала — холодное и теплое, водяное и воздушное, темное и светлое — привлекали художника в этом образе…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 ноя 2023

Григорий Седов - картина "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем"

Перед бракосочетанием царя во все уголки страны обычно рассылались особые царские грамоты.
По их указанию выбирали самых красивых и знатных девушек со всей России и отвозили на смотрины в Москву.

По словам летописцев, из двухсот красивейших девушек для представления Алексею Михайловичу отобрали шесть лучших претенденток.
Исторический живописец Григорий Седов запечатлел на своем полотне сцену выбора царем суженой.

Живописный образ юного самодержца Алексея Романова Тишайшего соответствует дош…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  15 янв 2024

Николай Касаткин - картина "Соперницы"

Николай Касаткин принадлежал к младшему поколению передвижников, продолжавшему в конце XIX — начале XX века лучшие традиции демократического русского искусства.
Сын видного московского гравера А.А. Касаткина, он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873−1883) у В.Г.Перова и
И.М. Прянишникова.
После окончания училища Касаткина пригласил на работу крупнейший русский книгоиздатель
И.Д. Сытин, у которого художник проработал около тридцати лет, став одним из основателей школы л…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  02 фев 2024