Богоматерь. 1901. Эскиз для мозаики в церкви Святой Марии Магдалины (Дармштадт)
В 1903 году Леонтий Бенуа строит русскую православную церковь в Дармштадте (Германия), по архитектуре схожую с церквями XVII века в Ярославле и Ростове.
В.М.Васнецов выполняет эскиз мозаики «Богоматерь» для алтарной части храма.
В центре композиции изображена идущая Богоматерь с Младенцем Христом на руках.
Их головы окружены мягким сиянием. Прообразом стала жена Васнецова и его маленький сын. С картины на нас смотрят большие, полные печали и любви глаза Богоматери. Младенец Христос с красивым лицом ребенка и совершенно взрослыми глазами изображен в классической благословляющей позе.
Религиозная живопись очень формальна и создается по строжайшим канонам, однако Васнецову удалось внести свое личное видение в классическое изображения Богоматери с младенцем Христом, не нарушая общепринятых правил.
Создается впечатление, что изображения не написаны на сырой штукатурке, а вырезаны из камня, настолько рельефными и объемными они кажутся издалека.
Особый трагизм изображению матери и сына придают насыщенные, темные и мрачные краски, которыми выполнены одеяния Богородицы. Темно-синий цвет хитона и головного платка на фоне золота кажется почти черным, словно предрекая, что этой женщине придется носить траур по безвременно утраченному сыну.
В целом изображение оставляет ощущение внутреннего драматизма и сильнейшего накала чувств. Это очень сильное и выразительное полотно.