Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Клавдий Лебедев - картина "Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча"

В ХV веке великий князь Московский Иван III начал объединение русских земель вокруг Москвы.
Его не устраивала вассальная зависимость Новгорода от Литвы, выгодная одной из противоборствующих партий города.

Вдова посадника и глава «литовской» партии Марфа Борецкая несколько раз снаряжала ополчение против Москвы. Но после очередной осады города новгородцы окончательно признали власть московского царя Ивана III. В 1478 году Новгородская республика перестала существовать.

Вечевой колокол, символ независимости Новгорода, был снят и перевезен в Москву.
Марфу Борецкую с внуком и сторонниками литовской партии выслали из города.

«Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» — единственное крупноформатное полотно в наследии Клавдия Лебедева.
В основе его сюжета — утрата вольной Новгородской республикой своей независимости.

Это событие стало началом зарождения Государства Российского. Безусловное влияние знаменитой исторической картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1884−1887) ощущается и в выборе сюжета, и в многофигурной композиции полотна, и в акценте на силе характера его героини.

Лебедев также во многом следует литературной традиции Н.М. Карамзина, обозначенной в его повести «Марфа-посадница, или покорение Новагорода», 1802.

Фигура главной героини привлекает внимание своей монументальностью. Суровый взгляд Марфы устремлен сквозь зрителя. Она полностью погружена в себя, сосредоточена на недавнем прошлом, где существовал еще Господин Великий Новгород.
Упавший на колени старец воздевает к небу персты и указывает Марфе на «свершившееся знамение».
Действие картины развивается на Княжьем Ярославовом дворище — месте созыва новгородского веча.
В правой части полотна изображена вечевая трибуна.
На заднем плане — Вечевая башня, где раньше висел колокол. Сейчас он снят и лежит на полозьях саней, готовый к отправке в Москву.
Колокол, символ независимости новгородской республики, становится для живописца полноправным персонажем драмы и одновременно центром композиции.
Он подавал голос в важные моменты жизни, теперь горожане прощаются с ним. Московские воины оживленно готовятся стать эскортом важного «пленника».

Ссыльных заковывают в кандалы. Глухой звонарь в монашеском облачении грустно следит за происходящим.

Картина экспонировалась на 19-й выставке ТПХВ в 1891 году.
Она поступила в Третьяковскую галерею в 1968-м году и долгое время находилась в ее фондах.
К выставке «Картины русской истории» в 2017 году полотно прошло сложную реставрацию и стало одним из центральных произведений этой выставки.

Опубликовала    27 дек 2023
0 комментариев

Похожие цитаты

Часы показывают полночь

Часы показывают полночь,
Сияют звёзды в вышине,
И город, тишиною полнясь,
Зажёг гирлянды из огней.

И опустели тротуары,
На них людей почти что нет.
Лишь от машин идущих фары,
Бросают бликами свой свет.

Деревья до утра уснули,
Им грезится в прекрасных снах,
Что посреди широких улиц
Идёт красавица Весна.

Опубликовал(а)  Кузнецова Инна  08 ноя 2021

а город не испугался....

Меня гордость распирает, что не струсил город мой
в день такой к Мемориалу, шли плечом к плечу… стеной.
Горстка старых ветеранов, окруженных детворой,
чьи болят и ноют раны… шли с поднятой головой…
Вопреки угрозам, речам… мол, не надо рисковать
шли, с погибшими на встречу, чтобы дань за мир отдать.

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛюдмила Щерблюк  10 мая 2014

Город вымер, город вымерз,
Онемел, ослеп, оглох.
Словно кто-то его выгрыз
Изнутри. И город сдох
Словно бедный пес бродячий
В грязной луже во дворе,
Весь больной, почти незрячий,
Он ничто и он нигде.
А ему ведь сны цветные
Тоже снились по ночам,
И когда другие выли,
Он о ком-то лишь скучал.
Вместо ласки, миски супа
Лишь глухой удар в живот…

Опубликовала  пиктограмма женщиныДосолар  14 ноя 2012

Приходит на улицы вечер

Снова приходит на улицы вечер,
Город огнями так ярко расцвечен,
И фонари свет загадочный льют,
Люди стремятся в тепло и уют,

Чтобы, забыв про проблемы и риски,
Время своё провести среди близких.
И зажигаются окна домов
Как мириады ночных светлячков.

Город шумит, никогда не смолкая,
Жизнь в нём бурлит без конца и без края,
Но ощущается счастье, покой
Рядом с семьёй дорогой и родной!

Опубликовал(а)  Кузнецова Инна  13 июн 2021

...из поэтического сундука

Город шального вымысла, сжегший мой страх дотла,
Хватит мерцать гирляндами чьих-то счастливых окон.
Я из тебя не выросла… Хуже — в тебя вросла!
Жаль, что ты стал константою — «око всегда за око».
Вновь ностальгия накроет, и память — по тормозам!
Боже, какая разница — что из себя я строю?
…Наглая Дама с косою, спрячь в капюшон глаза,
Раз ты, как прежде, дразнишься, значит, я что-то стОю.

© Copyright: Зульнора, 2013 Свидетельство о публикации №113012711683

Опубликовала  пиктограмма женщиныЗульнора  27 янв 2013