В ХV веке великий князь Московский Иван III начал объединение русских земель вокруг Москвы.
Его не устраивала вассальная зависимость Новгорода от Литвы, выгодная одной из противоборствующих партий города.
Вдова посадника и глава «литовской» партии Марфа Борецкая несколько раз снаряжала ополчение против Москвы. Но после очередной осады города новгородцы окончательно признали власть московского царя Ивана III. В 1478 году Новгородская республика перестала существовать.
Вечевой колокол, символ независимости Новгорода, был снят и перевезен в Москву.
Марфу Борецкую с внуком и сторонниками литовской партии выслали из города.
«Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» — единственное крупноформатное полотно в наследии Клавдия Лебедева.
В основе его сюжета — утрата вольной Новгородской республикой своей независимости.
Это событие стало началом зарождения Государства Российского. Безусловное влияние знаменитой исторической картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1884−1887) ощущается и в выборе сюжета, и в многофигурной композиции полотна, и в акценте на силе характера его героини.
Лебедев также во многом следует литературной традиции Н.М. Карамзина, обозначенной в его повести «Марфа-посадница, или покорение Новагорода», 1802.
Фигура главной героини привлекает внимание своей монументальностью. Суровый взгляд Марфы устремлен сквозь зрителя. Она полностью погружена в себя, сосредоточена на недавнем прошлом, где существовал еще Господин Великий Новгород.
Упавший на колени старец воздевает к небу персты и указывает Марфе на «свершившееся знамение».
Действие картины развивается на Княжьем Ярославовом дворище — месте созыва новгородского веча.
В правой части полотна изображена вечевая трибуна.
На заднем плане — Вечевая башня, где раньше висел колокол. Сейчас он снят и лежит на полозьях саней, готовый к отправке в Москву.
Колокол, символ независимости новгородской республики, становится для живописца полноправным персонажем драмы и одновременно центром композиции.
Он подавал голос в важные моменты жизни, теперь горожане прощаются с ним. Московские воины оживленно готовятся стать эскортом важного «пленника».
Ссыльных заковывают в кандалы. Глухой звонарь в монашеском облачении грустно следит за происходящим.
Картина экспонировалась на 19-й выставке ТПХВ в 1891 году.
Она поступила в Третьяковскую галерею в 1968-м году и долгое время находилась в ее фондах.
К выставке «Картины русской истории» в 2017 году полотно прошло сложную реставрацию и стало одним из центральных произведений этой выставки.